Москва и Тбилиси собираются реанимировать договор, способный прорвать транспортную блокаду Армении

Москва и Тбилиси собираются реанимировать договор «О торговых коридорах», способный прорвать транспортную блокаду Армении.

Как стало известно “Коммерсанту”, встреча в Праге заместителя главы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьера Грузии по связям с Москвой Зураба Абашидзе завершилась важным сдвигом. Участники переговоров решили вдохнуть новую жизнь в договор «О торговых коридорах» 2011 года, позволяющий сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий. Григорий Карасин заявил “Ъ”, что речь идет о «серьезном прогрессе в практической области».

«Мы с Григорием Карасиным решили действовать методом малых шагов»,— пояснил «Ъ» Зураб Абашидзе по итогам переговоров. По его словам, стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, «не переходя красные линии». Для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.

Оставив за рамками консультаций острые политические разногласия, участники переговоров смогли добиться серьезного прогресса в торгово-экономической сфере. «Мы решили задействовать договор 2011 года, позволяющий нашим странам развивать торгово-экономические и транспортные отношения»,— сообщил «Ъ» спецпредставитель премьера Грузии.

При этом, стороны могут обойти щекотливый вопрос таможенного оформления грузов на границе, а также задействовать автомагистраль через Южную Осетию, что особенно важно для Армении, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая эту страну с Россией, часто закрывается из-за погодных условий, пишет издание.

В 2011 году посредниками на переговорах между РФ и Грузией были власти Швейцарии. Они выступили с предложением о создании электронной системы слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы. Такой вариант позволял обойтись без формального признания Москвой статуса этих операций как российско-грузинской торговли, то есть без формального признания Южной Осетии и Абхазии частью Грузии. В итоге соглашение реализовано не было. Но теперь стороны вновь решили вернуться к достигнутым в 2011 году договоренностям.

Как пояснил “Ъ” Григорий Карасин, речь все еще идет о задействовании трех коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори, а третий расположен у КПП Казбеги—Верхний Ларс. Роль оператора таможенных пунктов будет по договоренности Москвы и Тбилиси играть швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации.

По словам высокопоставленного российского дипломата, представители властей Швейцарии посетят Москву и Тбилиси в конце марта, чтобы обсудить остающиеся нерешенные вопросы. Прежде всего сторонам предстоит определиться, где именно будут расположены таможенные пункты (в соглашении 2011 года указаны лишь географические координаты, а не названия мест, это было сделано, чтобы сохранить нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии). После того как будет решен вопрос с расположением таможенных пунктов, Россия и Грузия должны будут подписать соглашение с SGS. «Мы готовы это сделать,— заверил «Ъ» Григорий Карасин.— достигнут серьезный прогресс в практической области. Теперь будем продолжать двигаться к тому, чтобы все это заработало».

По его словам, в ходе переговоров в Праге речь также шла о модернизации подъездных путей к Верхнему Ларсу, «чтобы на российско-грузинском треке была возможность пропускать намного больше грузового и легкового автотранспорта». В консультациях принимали участие и представители министерств транспорта обеих стран. «Мы готовы пойти на определенные затраты (на модернизацию дороги.— «Ъ»)», — отметил заместитель главы МИД РФ.

Григорий Карасин подчеркнул, что в реализации соглашения от 2011 года заинтересованы не только Россия и Грузия, но и Армения. «Как только мы решим все остающиеся вопросы, то сразу начнем реализацию (соглашения.— «Ъ»). Осталось сделать последний, самый трудный шаг»,— сказал собеседник “Ъ”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *