Как прошла третья встреча по Сирии в Астане

В дипломатическом искусстве успех не всегда сопровождается громкими заявлениями и коммюнике. Участники сосредоточились на конкретной работе.

Положение о группе

Одним из главных результатов стало принятие положения о совместной оперативной группе стран-гарантов России, Турции и Ирана по мониторингу перемирия в Сирии. Учрежденный механизм затрагивает все вопросы перемирия и прекращения боевых действий.

Дополнительного согласования требуют документы о процедуре выявления нарушений прекращения огня и санкций в отношении нарушителей, и о населенных районах, находящихся под контролем группировок вооруженной оппозиции. Предполагаемый срок принятия договоренностей — до месяца. Глава российской делегации, спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев подчеркнул важность выхода на их подписание с правительством и вооруженной оппозицией, «все заинтересованы, чтобы документы работали».

На февральской сессии стороны обошлись без итогового заявления, впрочем, никакой драмы здесь не кроется. По словам Лаврентьева, текст готовился, во многом повторял январское коммюнике 24 января, но было принято решение ограничиться «более детальным обсуждением вопросов в данном формате с участием вооруженной оппозиции и правительства».

Ни войны, а мира

Совместная оперативная группа де-факто уже работает с 6 февраля. Можно с уверенностью сказать, что итоги прошлых раундов в Астане вдохновили ряд группировок примкнуть к перемирию, а не присоединившимся дали серьезную пищу для размышления, стоит ли продолжать вооруженную борьбу.

Именно на астанинской площадке военные эксперты РФ и представители вооруженных группировок «на картах» провели разграничение отрядов оппозиции и ИГ с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещенные в РФ террористические организации — прим. корр. ТАСС). «Изрекают желание подключиться к процессу прекращения боевых действий и выражают готовность подписать соглашение о прекращении огня еще несколько десятков группировок, которые действуют в том числе в составе «южного фронта», — рассказал Александр Лаврентьев. — Если это произойдет, это будет действительно шаг вперед». В целом, все стороны заявляли в рамках встречи о приверженности прекращению огня. Глава сирийской делегации, постпред при ООН Башар Джаафари подчеркнул право Дамаска отвечать на провокации террористов. «Мы примем все меры для укрепления режима прекращения огня, — сказал он. — Но мы имеем право отвечать на провокации террористов».

Вооруженная оппозиция поспешила публично отдалиться от террористических отрядов. Представитель «Джейш аль-Ислам» Мухаммед Аллюш заявил об отсутствии каких-либо связей с ИГ. Будущую договоренность, регламентирующую ответственность за нарушение перемирия, оппозиционеры намерены согласовать в Анкаре. «Мы со своей стороны представили документ, российская сторона также представила свой. Мы решили продолжить обсуждение и переговорный процесс в Анкаре. Документ, который касается механизма контроля за прекращением огня, также будет обсуждать международная комиссия», — отметил Аллюш.

К диалогу на почве разногласий

Безусловно, разногласия между сирийскими сторонами сохраняются, до прямых переговоров еще далеко. Даже в рамках этого раунда Джаафари и Аллюш вступили в заочную полемику.

Сирийский дипломат обвинил оппозицию и Турцию в отсутствии итогового заявления. «Непринятие сегодня заключительного коммюнике по встрече связано с тем, что делегации Турции и оппозиционных вооруженных группировок Сирии прибыли очень поздно в Астану. Обе делегации прибыли в Астану сегодня. И это показатель их несерьезного отношения к участию во встрече», — заявил он.

Мухаммед Аллюш в ответ отозвался о «тирании» в Сирии. Кроме того, представитель «Джейш аль-Ислам» выступил против участия Ирана в работе группы по прекращению огня. «На встрече мы подтвердили, что роль Ирана в Сирии отвергается полностью. Иран отправляет группировки в Гуту с тем, чтобы оказывать сопротивление,» — сказал Аллюш. Впрочем, риторика надежд на диалог не обрывает. По словам главы российской делегации, есть основа, чтобы между Дамаском и оппозицией становилось все меньше разногласий.

«Несмотря на сохраняющееся взаимное недоверие, но тем не менее, как показывает практика, у сирийцев, все равно остается много общего, — сказал он. — Есть почва для того, чтобы накал страстей улегся и разногласий становилось с каждым разом все меньше и меньше. Для этого требуется очень плотная и детальная работа».

По словам спецпредставителя, Астанинская площадка доказала свою жизнеспособность. «Здесь решаются вопросы чрезвычайной важности, вопросы соблюдения режима прекращения боевых действий, — обратил внимание он. — Это может помочь налаживанию конструктивного взаимодействия и на политическом треке сирийского урегулирования». «До прямого межсирийского диалога, как показывает практика проведения прежних заседаний, пока еще далеко. Уровень взаимного недоверия достаточно высок, много взаимных обвинений, — отметил дипломат. — Но мы должны действовать шаг за шагом, не оставляя пространства для конфронтации.

Вектор на Женеву, Астана поможет

На заседании говорили о важности учета астанинского опыта на переговорах в Женеве, которые запланированы на 23 февраля.

«Астана проложила дорогу к переговорам в Женеве, — сказал Башар Джаафари. — Но все решения Астаны должны учитываться. Не стоит начинать каждый раз с чистого листа». Джаафари отметил, что оценивает «астанинский процесс как позитивный, поскольку он служит благородной цели — закреплению режима прекращения боевых действий». Как заявил Александр Лаврентьев, повестка дня переговоров по Сирии в Астане может быть дополнена и политическими вопросами, если это понадобится. «Что касается вопроса политического урегулирования, то «Астанинская площадка» не замыкается исключительно на военные вопросы, — сказал дипломат. — Вполне возможно, что в будущем более плотно займется вопросами политического урегулирования, если это потребуется».

По словам Лаврентьева, «здесь мы будем смотреть на результаты Женевы». «Если спецпосланнику генсекретаря ООН по Сирии Стаффану де Мистуре удастся запустить межсирийский диалог, то мы будем только рады, будем всячески его поддерживать, в том числе, в «Астанинском формате», — заявил глава российской делегации.

Москва ждет взвешенных решений США

Спецпредставитель президента РФ коснулся и перспектив диалога с США по сирийскому урегулированию.

«Ждем, когда американская администрация определится со своими подходами по Сирии. Мы рассчитываем, что эти решения будут взвешенными, — сказал Лаврентьев. — Вбросы по созданию зон безопасности на территории Сирии, либо заявления о направлении отдельных взводов: надеюсь, что это все-таки не является официальной позицией Белого дома. Поэтому мы ждем, что здесь возобладает трезвый подход».

«Мы открыты к диалогу с американцами, — заявил он. — Территория Сирии — территория суверенного государства. Президент Башар Асад обладает всей полнотой власти, является законно избранным президентом. Здесь все-таки надо соблюдать международное право». Новая встреча по Сирии в Астане в формате оперативной группы ожидается через три-четыре недели.

_Оригинальный заголовок агентства ТАСС: **Встреча в Астане «прописала» оперативную группу по перемирию, обойдясь без коммюнике*_

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *