Россия — США: Сделки не будет?

Визит в Москву госсекретаря США Рекса Тиллерсона прошел в условиях нового обострения отношений между Москвой и Вашингтоном, вызванного американскими ракетными ударами по Сирии. В результате сирийская тематика доминировала на переговорах, а сами они прошли без каких-либо очевидных достижений.

ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧ В МОСКВЕ СТОРОНЫ ВНОВЬ ПОДТВЕРДИЛИ свои противоположные позиции по целому ряду проблем и прежде всего по ситуации в Сирии. В то же время московский визит Тиллерсона был отмечен некоторыми шагами сторон по снижению взаимной напряженности. Так, было принято решение о назначении спецпредставителей от МИД РФ и Госдепа США, которым будет поручено проанализировать существующие проблемы в отношениях двух стран. Москва в свою очередь заявила о готовности возобновить действие меморандума по предотвращению инцидентов в небе над Сирией, ранее приостановленного после американского ракетного удара по сирийской базе.

Непосредственно переговорам в Москве предшествовал ряд заявлений представителей администрации США, явно направленных на снижение напряженности и подчеркивающих одноразовый характер ударов по Сирии. В частности, министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что приоритетом США в Сирии остается борьба с «Исламским государством», подчеркнув, что «удары США по сирийской авиабазе были единичным ответом на химатаки». Также Трамп в интервью The Wall Street Journal заявил, что США не будут требовать отстранения от власти Башара Асада в качестве обязательного условия для урегулирования в Сирии. Он уточнил, что «не будет глубоко вмешиваться в сирийский конфликт».

В целом отмеченные шаги по снижению напряженности отражают стремление Вашингтона сохранить диалог с Москвой при одновременном усилении давления на Россию. Контакт с российской стороной и некоторый сброс уровня конфликтности необходимы США в условиях, когда наряду с обострением сирийского кризиса стремительно растет напряжение вокруг ядерной программы Северной Кореи. При этом США явно демонстрируют приоритетность для себя на данном этапе именно корейского направления. Перевод отношений с Москвой в режим открытой конфронтации будет чреват для США укреплением ряда альянсов при российском участии.

В РЕГИОНЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА ТАКИМ СОЮЗОМ ЯВЛЯЕТСЯ взаимодействие Москвы с Ираном и сирийским режимом. Не случайно непосредственно после американских ударов по Сирии и визита госсекретаря США в Москву для проведения трехсторонних переговоров с участием российской стороны прибыли главы МИД Ирана и Сирии. Усиление конфликта с Вашингтоном неизбежно толкает Москву на дальнейшее сближение с Китаем, и опять-таки на фоне российско-американского обострения президент России Владимир Путин в ходе встречи с заместителем премьера Госсовета КНР сообщил, что посетит в мае Пекин для участия в работе форума «Один пояс — один путь».

В то же время, несмотря на отмеченные попытки Вашингтона смягчить интенсивность противоречий с Москвой, очевидно, что уровень ожиданий от российско-американского диалога при Трампе резко упал. И причина этого не только в ударах по Сирии, но и в примечательных изменениях, наметившихся в последние недели в курсе Трампа. По ряду направлений США возвращаются к ранее действовавшим схемам в рамках отношений с Россией.

Так, США продемонстрировали готовность к продолжению конкуренции с Россией и ЕС в Восточной Европе и на Балканах, реализуя давнюю стратегию по присутствию на стыке сфер влияния России и Германии. В апреле Трамп подписал акт о ратификации протокола о вступлении Черногории в НАТО. В свою очередь сенатор Конгресса США Джон Маккейн, известный своей антироссийской позицией, посетил страны Балканского региона. В том же апреле Трамп направил письмо президенту Латвии, в котором заявил, что США останутся верным другом и союзником страны. Не осталась в стороне и украинская тематика: как сообщил официальный Киев по итогам телефонных переговоров президента Украины с госсекретарем США, последний заверил Киев, что Вашингтон не допустит никаких пакетных договоренностей по разрешению ситуации на Украине и в Сирии.

ПАРАЛЛЕЛЬНО НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ США ПРОИЗВЕЛ РЕЗКИЙ РАЗВОРОТ в вопросе своего отношения к блоку НАТО. Трамп, ранее критиковавший альянс и называвший его устаревшим, по итогам встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом заявил об изменении своего отношения к блоку. «Я говорил, что он является устаревшим. Он больше не устаревший», — заявил Трамп о блоке НАТО. В свою очередь Столтенберг отметил, что администрация Трампа поддерживает увеличение контингента НАТО в Восточной Европе. Примечательно, что ранее стало известно о предложении главкома Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кертиса Скапарротти относительно переброски в Европу еще одной бронетанковой дивизии США, а также истребителей пятого поколения.

В результате внешняя политика США стремительно возвращается к привычной модели, в рамках которой российский фактор используется для военно-политического контроля над Европой с опорой на механизмы НАТО и союз Вашингтона со странами Прибалтики и Восточной Европы. Именно данная эволюция политики администрации Трампа наряду с противоречиями по Сирии реанимирует схему, по которой российско-американские отношения строились в последние годы администрации Обамы, когда США и Россия, взаимодействуя по отдельным направлениям, в целом проводили конфронтационный курс. В результате с учетом отмеченных сдвигов в курсе США все более маловероятной становится возможность достижения какой-либо комплексной сделки между Вашингтоном и Москвой, а склонность администрации Трампа к одностороннему применению силы может в перспективе создать новые очаги напряженности в отношениях двух стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *