На условиях Вашингтона

После американского ракетного удара по базе в Сирии повысилась дипломатическая активность вокруг сирийского кризиса. В западных СМИ появились утечки относительно предложений Москве со стороны США по урегулированию конфликта, параллельно российская сторона озвучила ряд примечательных сигналов.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБРАЩАЮТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ДАННЫЕ о вероятном варианте договоренностей по Сирии, предложенном Москве Вашингтоном. По данным агентства AP, госсекретарь США Рекс Тиллерсон на переговорах в Москве изложил президенту России Владимиру Путину план Трампа по урегулированию в Сирии, предполагающий сотрудничество с РФ. Согласно информации агентства, план состоит из трех этапов. Первый этап — это уничтожение группировки ИГ, второй — стабилизация и перемирие между правительством Башара Асада и повстанцами, третий этап — отход Асада от власти.

В обмен на помощь России в сирийском урегулировании США готовы гарантировать, что российские военные и после ухода Асада с поста президента сохранят возможность использовать порт Тартус и авиабазу в Латакии. Источники агентства отмечают, что Тиллерсон сообщил об основных пунктах этого плана российской стороне во время переговоров в Москве, призвав собеседников обдумать эти идеи. По сути, отмеченный план основан на создании сфер влияния в Сирии (в виде так называемых зон стабильности) при одновременном радикальном переформатировании правящей элиты страны.

На этом фоне активизировались контакты российской стороны с ближневосточными спонсорами сирийских боевиков. В Москве побывали глава МИД Катара Мухаммед бен Абдель Рахман аль-Тани и наследный принц Абу-Даби, заместитель главкома ВС Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммед аль-Нахайян, а спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко посетила Саудовскую Аравию, где встретилась с руководством королевства. В ходе данных контактов российской стороной и ее партнерами был озвучен ряд любопытных заявлений.

Так, глава МИД Катара по итогам переговоров в Москве отметил важную роль РФ в сирийском урегулировании. «Мы пришли к согласию с российской стороной по многим пунктам: уважение территориального единства Сирии и прекращение страданий сирийцев… Не скрываю, что есть некоторые разногласия между нами и Москвой о том, как реализовывать совместные задачи, но мы надеемся, что посредством конструктивного диалога мы сможем преодолеть их», — заявил министр. В свою очередь глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что Катар пообещал оказывать содействие астанинскому процессу, используя свои контакты в Сирии.

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ГЛАВА РОССИЙСКОГО СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ также сделала ряд симптоматичных заявлений по Сирии. В частности, по итогам переговоров Матвиенко заявила, что Россия не ставит целью сохранение Асада любой ценой, но против насильственного свержения режимов извне. «У нас с Саудовской Аравией разные подходы, разные взгляды по ряду проблем, но они не носят антагонистического характера и нас больше сближают, чем разъединяют», — заявила также Матвиенко. Отметим, что все данные заявления прозвучали на фоне активизации экономического и военно-технического сотрудничества Москвы с монархиями Персидского залива.

В результате вокруг сирийского кризиса на нынешнем этапе складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, российская сторона предпринимает шаги по вовлечению в переговорный процесс монархий Персидского залива, спонсирующих основные группировки боевиков и выступающих с требованием ухода Асада. Данная тенденция, особенно на фоне указанных заявлений спикера российского Совета Федерации, не может не вызвать беспокойства Ирана. Последний строит свою сирийскую стратегию именно на поддержке режима Асада, а также неоднократно высказывался против подключения монархий Персидского залива к урегулированию в рамках астанинского формата, основанного на сотрудничестве Анкары, Москвы и Тегерана.

В то же время пока не ясно, насколько указанные тенденции в российской позиции связаны с отмеченным американским предложением, которое, по сути, находится в русле озвученных ранее требований аравийских монархий. В целом реакция Москвы на предполагаемое предложение Тиллерсона пока остается под вопросом с учетом сложностей его реализации и предполагаемых таким планом уступок с российской стороны.

Для Москвы данный план означает решение сирийского конфликта на условиях США, при этом похоже, что речь идет именно о локальной сделке, не затрагивающей стратегически важные для РФ вопросы украинского конфликта и западных санкций. Кроме того, выполнение данного американского сценария неизбежно будет трудноосуществимо, так как столкнется с сопротивлением Ирана, обладающего реальными силовыми рычагами влияния на процессы в Сирии. Еще одним фактором являются сомнения относительно принципиальной возможности реализации каких-либо договоренностей в случае гипотетического отстранения Асада от власти — с учетом вероятности неконтролируемого и хаотичного развития событий в стране в случае падения режима.

ОДНАКО ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ СИРИИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ, продолжает ухудшаться. Москва во многом оказалась в изоляции после кризиса вокруг применения химоружия в Сирии, причем в этом свою роль (наряду с консолидированной позицией Запада) сыграло и наметившееся сближение США с Китаем в рамках сотрудничества по ядерной проблеме КНДР. Непосредственно в Сирии Москва сталкивается с повышением готовности США применять силу в отношении сирийского режима и стремлением Вашингтона расширить свое военное присутствие в стране.

Косвенно на возможность новых американских ударов указывает информация телеканала CNN, ссылающегося на источники в Пентагоне, о том, что самолеты ВВС Сирии будут перемещены на базы в провинции Латакия, находящиеся в непосредственной близости от района, прикрываемого российскими средствами ПВО. Также примечателен нарастающий вал сообщений в ближневосточных СМИ о подготовке на юге Сирии крупной операции со стороны США, их западных и ближневосточных союзников совместно с сирийскими боевиками. Предполагается, что целью операции станет фактическое отделение ряда южных районов Сирии путем создания зоны, неподконтрольной официальному Дамаску. Все эти тенденции свидетельствуют о том, что США рассматривают сирийский конфликт все больше сквозь призму конкуренции с Ираном и наращивают борьбу за сферы влияния в Сирии.

Для российского присутствия данный курс Вашингтона чреват новыми силовыми вызовами, а также может поставить Москву перед сложным выбором в рамках партнерства с Ираном. В этом плане примечательно, что на прошедшей в Москве 14 апреля встрече глав МИД России, Сирии и Ирана обсуждалась и тема переброски американских сил к южным границам Сирии, и по итогам трехсторонних переговоров глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил: «Этот вопрос мы обсудили, и подтверждаю вам, что у нас есть общие процедуры против любой агрессии, которая могла бы произойти в отношении сирийской территории».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *