От диверсий к реверансам

За последние месяцы число провокаций Азербайджана на линии соприкосновения с Армией обороны Арцаха несколько уменьшилось. Правда, хаотичные обстрелы из разного вооружения плюс снайперская стрельба продолжаются, но энтузиазма у потенциальных диверсионных групп несколько поубавилось.

ОЧЕВИДНО, СВЯЗАНО ЭТО ДАЛЕКО НЕ С ДОБРОЙ ВОЛЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА. Эксперты отмечают, что за последний год линия соприкосновения с армянской стороны серьезно укрепилась, она оснащена современными техническими средствами контроля и качественным вооружением. Последняя — февральская диверсия Азербайджана потерпела провал: диверсионная группа была полностью уничтожена, с армянской стороны потерь не было.

Уменьшение числа желающих пополнить бакинскую «аллею шехидов» заставило военно-политическое руководство Азербайджана несколько изменить и свою тактику в переговорном процессе по нагорно-карабахскому урегулированию. Раньше главным аргументом Баку в переговорном процессе был шантаж угрозой возобновления военных действий. Причем шантаж этот был направлен не столько против Армении, сколько против посредников, которые были заинтересованы в поддержании стабильности в регионе.

Сегодня Алиев начал все чаще говорить о своей готовности к мирному урегулированию. Показательно, что в беседе с Владимиром Соловьевым Алиев принимает, что у конфликта нет военного решения. Правда, при этом ссылается не на боеготовность Армии обороны НКР, а на то, что Россия выступает в качестве гаранта невозобновления широкомасштабных военных действий: как же без реверанса в сторону России.

Однако вместо конструктивных шагов в переговорном процессе и выполнения своих обязательств по укреплению режима прекращения огня Алиев по-прежнему уповает на слабые точки посредников. Не случайно, что по итогам беседы с Алиевым тот же Соловьев не раз упоминает о возможности членства Азербайджана в ЕАЭС и об яром антиамериканизме азербайджанского лидера. Алиев, видимо, рассчитывает, что намеками на то, что Баку не исключает членства в ЕАЭС, и своими заявлениями о деструктивной политике США в регионе сможет завоевать благосклонность Москвы, и последняя надавит на Ереван в ходе переговорного процесса. Слабая надежда, но тем не менее…

В условиях нынешнего геополитического противостояния такие разговоры действительно могут порадовать Кремль, но там понимают, что чисто гипотетическая возможность членства Азербайджана в ЕАЭС — никак не основание для односторонних уступок Еревана и Степанакерта в переговорном процессе, для согласия поменять действующий статус-кво на более выгодный для Азербайджана в военно-стратегическом плане. Не говоря уже об азбучных истинах: подрыв военно-политических позиций Армении не способствует укреплению влияния России в регионе.

ОПЯТЬ-ТАКИ ЧИСТО ГИПОТЕТИЧЕСКИ ДЛЯ МОСКВЫ ЛУЧШИМ ВАРИАНТОМ было бы членство Азербайджана в ЕАЭС без привязки к урегулированию в нагорно-карабахском конфликте. Возможно ли это? В условиях очевидного укрепления оборонного потенциала Армении и Арцаха, последовательного продолжения такой тенденции Алиев в принципе может рассматривать и такой вариант. В расчете на то, что в ЕАЭС у него будут преданные союзники в лице Белоруссии и Казахстана и у Баку может появиться возможность, будучи членом одного с Арменией экономического союза, торпедировать те потенциальные шаги ЕАЭС, которые могут служить укреплению экономики Армении.

Однако настроя Алиева в данном вопросе слишком мало. Как заявил недавно новоназначенный посол Армении в России Вардан Тоганян, если вопрос вступления Азербайджана в ЕАЭС выйдет из сферы чисто теоретических рассуждений, у Еревана будут свои условия. И это действительно однозначно, поскольку членство Азербайджана в ЕАЭС невозможно при продолжении политики, направленной на экономическую изоляцию Армении и Арцаха: сама суть союза заключается в свободном передвижении товаров, капитала, услуг, рабочей силы. Но тогда членство в ЕАЭС вообще потеряет для Баку всякий смысл: для Азербайджана вся концепция внешней политики сводится к одному – препятствование интересам Армении. Любым — политическим, экономическим, культурным, спортивным. Баку не раз демонстрировал это на практике.

Тут уместно еще раз отметить, что концепции внешней политики Еревана и Баку принципиально отличаются друг от друга. Ереван заинтересован в стабильности в регионе и проводит политику взаимодополняемости, стараясь сглаживать противоречия центров силы в регионе, поддерживать конструктивные отношения не только с Москвой, но и с ЕС, и с Вашингтоном. Баку же всячески заинтересован в нестабильности и стремится играть на противоречиях между Россией и ЕС, Россией и США. Пока это не принесло Алиеву видимых дивидендов, да и не принесет. Прежде всего потому, что в Москве понимают, чем объясняются реверансы Баку: тактике всяческого ублажения России у Алиева сегодня нет альтернативы, он просто старается набить себе как можно более высокую цену…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *