Эффект нетронутости. Ирвин Пенн: фотограф, который первым загнал моделей в угол

В нью-йоркском музее Метрополитен открылась выставка Irving Penn: Centennial к 100-летию знаменитого американского фэшн-фотографа Ирвина Пенна, которого считают одним из самых влиятельных фотографов XX века и важнейшим представителем модной фотографии.

Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою модель в угол, имитирующий, по мысли фотографа, замкнутое пространство. Некоторые модели чувствовали себя спокойно, другим представлялось будто они в капкане или тюремной камере. Пенн был одним из первых, кто стал фотографировать людей на однородном белом или сером фоне. 

Однажды, купив в магазине на Третьей Авеню старинный ковер, он использовал его в течение нескольких месяцев. На фоне этого ковра фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок. Разные части ковра отличались по тону и узору, и фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона.

Другим известным проектом Ирвина Пенна стала серия портретов представителей различных профессий, облеченных в рабочую униформу и с атрибутами своей профессии в руках. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны: это освещение характерно для многих портретных работ Пенна.


Верхний ряд слева-направо: «Три бенинских девушки, одна лежа», 1967 год; «Пабло Пикассо в La Californie», Канны, 1957 год. Нижний ряд слева-направо: «Обнаженная №72», Нью-Йорк, 1949-1950 год; «Пьющая девушка (Мэри Джейн Расселл)», Нью-Йорк, 1949 год. Фото: предоставлено The Metropolitan Museum of Art / The Irving Penn Foundation

Фотографа интересовала жизнь племен, не тронутых цивилизацией, – он часто снимал аборигенов из Новой Гвинеи, Перу и Бенина.

Объектив Пенна запечатлел многих знаменитостей и топ-моделей, его снимки украшали обложки Vogue. В частности на открывшейся выставке можно увидеть фотопортреты Марлен Дитрих, Пабло Пикассо, Ингмар Бергман и Труман Капоте.


Cлева-направо: «Торговец рыбой», Лондон, 1950 год; Мариса Беренсон, Париж, 1969 год.  Фото: предоставлено The Metropolitan Museum of Art / The Irving Penn Foundation

Ирвин Пенн родился в Плайнфилде, Нью-Джерси в 1917 году. В восемнадцать лет Ирвин записался на четырехлетний курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с обучением профессии Пенн подрабатывал курьером в Harper’s Bazaar, а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.

В 1938 году он закончил учебу и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. В возрасте двадцати пяти лет он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико, где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать своё истинное призвание.


Верхний ряд слева-направо: «Дети из Куско», 1948 год; «Платье русалки (Лиза Фонсагривс-Пенн)», Париж, 1950 год. Нижний ряд слева-направо: Марлен Дитрих, 1948 год; «Наоми Симс в шали», Нью-Йорк, 1969 год. Фото: предоставлено The Metropolitan Museum of Art / The Irving Penn Foundation

Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману, который принял молодого человека на работу в качестве своего ассистента. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том, как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру, и 1 октября 1943 года на обложке Vogue появилась первая фотография, сделанная Ирвином Пенном.

В течение многих лет, и до самой смерти, Ирвин Пенн снимал для модного журнала Vogue – его американского, британского и французского изданиий. Его работы находятся во многих крупнейших коллекциях, включая MoMA, Музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. Его персональные выставки проводились, в частности, в Метрополитен-музее и Национальной галерее в Вашингтоне. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти крупнейших фотографов мира. Фотограф выпустил не менее шести книг.


Верхний ряд слева-направо: Абориген с носовым диском, Новая Гвинея, 1970 год; Ингмар Бергман, Стокгольм, 1964 год. Нижний ряд слева-направо: Труман Капоте, Нью-Йорк, 1948 год; «Три аборигена (глиняные человечки)», Новая Гвинея, 1970 год. Фото: предоставлено The Metropolitan Museum of Art / The Irving Penn Foundation

Ирвин Пенн умер 7 октября 2009 в возрасте 92 года в собственном доме на Манхэттене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *