Яков Явно: «За 70 лет проживания на этом свете главное, чего я достиг – это и есть мой собственный неповторимый опыт»

Затаив дыхание, зал сотнями глаз восхищенно наблюдает за человеком, которого из темноты сцены выхватывает луч света. Там, освещенный прожектором, поет и танцует, корчится от боли, молится и плачет, смеется и стонет невысокий  человек в черном одеянии. Он то кружится на месте, то замирает, воздев руки к небу, то простирает их словно крылья  над зрительным залом, над землей, над мирозданием…

И хотя шекспировский постулат о том, что  мир – театр, а  люди – актеры – общеизвестен, и все играют в жизни множество ролей, лишь единицы рождаются, чтобы называться Артистами. Именно так – с большой буквы. Он – Яков Явно – именно таким и родился. 70 лет тому назад, в семье, где до него ничто не предвещало появления лицедея, по странной прихоти поцелованного Богом.

YAYA Great Pretender – ЯR Великий Притворщик – так назвал Яков Явно новую программу, приуроченную к своему юбилею. Очень солидному юбилею, в который невозможно поверить. Потому что истинный Артист – не имеет возраста. Он – словно завис в воздухе меж времен и дат. Истинный Артист живет в создаваемых им образах. Он иногда и сам не знает, кто он – кот или собака? Рыба или птица? Мужчина или женщина? В какой стране он живет? В каком веке? На каком  языке думает, поет и разговаривает?

Мощный уникальный голос, этот данный Богом дар, обрек Артиста на вечный непокой. На постоянное движение к совершенству. На поиск новых форм, в том числе и языковых. Русский, идиш, английский, французский, испанский и придуманный им самим, фантазийный. Некая абракадабра, понятная, впрочем, в любой точке мира. Бесконечно раскручивающееся полотно его собственного, авторского театра. Театра песни. Театра масок. Театра страстей человеческих. И его – Якова – собственных страстей.


Фото Павла Антонова

Яков, я понимаю, что ты и выглядишь, и чувствуешь себя как минимум на 25 лет моложе, но в глубине души – ты же не можешь не чувствовать, что опыт накопился, и немалый… Что он дает тебе?
Хороший вопрос. С одной стороны – да, он есть, этот опыт, его не может не быть, поскольку я с семи  лет занимаюсь музыкой. Но с другой стороны… У меня по-прежнему есть ощущение, что я еще не нащупал ту дверь, которую должен открыть…За 70 лет проживания на этом свете главное, чего я достиг – это и есть мой собственный неповторимый опыт, используя который я только начинаю путь к осуществлению моей мечты детства – стать настоящим Артистом!

Может, в этой устремленности в будущее — секрет твоей молодости?
Может быть. У меня нет ощущения, что я сделал все, что должен был  в жизни сделать. У меня по-прежнему есть идеи, планы, мечты и есть потенциал. Я это знаю точно. Если бы я не чувствовал, что физически способен на новые достижения, я бы прекратил даже думать об этом. Актер не может об этом думать, если его форма не соответствует его энергии.

Разве энергия – это не главное?
Главное, конечно, но и физическая форма очень важна. Для этого я ежедневно хожу в спортзал, постоянно работаю над собой. И поверь, совсем не затем, чтобы прожить сто лет. Нет, мне форма нужна для другого.

Чтобы ты смог делиться своей энергией с другими людьми, со зрителями, слушателями?
Да, совершенно верно.

А в чем ты черпаешь энергию, чем подпитываешься?
Порой я сам не знаю. Думаю, во многом меня энергетически вдохновляет, что я вот уже 25 лет живу в Нью-Йорке. И конечно, мощные вибрации Манхэттена живут во мне.

А природа тебя не подпитывает?
Подпитывает, но не всякая. Энергия для подзарядки появляется только тогда, когда ты в ней нуждаешься. Ты интуитивно нащупываешь источник. Например, свой день рождения я буду отмечать, полетев на Гранд Каньон. Планирую за несколько дней посмотреть еще несколько каньонов. Вот это – та космическая энергия, которая может меня зарядить! Еще меня заряжает вода. Море, океан. Огонь. 

Я знаю, что у настоящих артистов любое выступление – это обмен энергией со зрительным залом. А есть места, где ты теряешь энергию?
Я чувствую, что я теряю энергию в обществе примитивных, скажем так, людей. Среда, атмосфера – это очень важно. Важно находиться среди тех, кто близок  тебе по энергетике, по стилю жизни, по взглядам. Мое огромное счастье, что в этой стране я встретил Айрин, с которой мы одинаково смотрим на очень многие вещи, совпадаем во многом. Без ее поддержки я бы здесь просто не выжил.


Фото Павла Антонова

Скажи, возраст разочаровывает в людях? Или позволяет относиться к ним снисходительно?
Знаешь, я пришел к выводу, что если в человеке мудрость не была заложена изначально, то он вряд ли ее приобретет с годами… Вообще все заложено изначально, хотим мы этого или нет. Я помню, когда мне было лет пять, я уже тогда все время пел, воображал себя на сцене. И на вопрос, кем я хочу быть,  всегда отвечал – артистом. Почему? Моя семья вовсе не была артистической. Вот что это? Объяснить невозможно. Почему, несмотря на всю сложность пути и там, в той стране, и тут, в Америке, я никогда не сомневался в правильности выбора. У меня никогда не было никакого компромисса с самим собой. Я всегда знал, что моя дорога – единственно правильная. 

К чему в творчестве ты стремишься сейчас?
К действу, сродни, например, тому, что я недавно видел на концерте Жан Мишель Жарра, где музыка, свет, всевозможные визуальные эффекты создавали потрясающую атмосферу необыкновенного зрелища. Если мне удастся нечто подобное, то я буду считать, что не зря прожил жизнь.

Я тебе этого от всей души желаю! А что бы ты мог с высоты собственного опыта, сказать, посоветовать молодому человеку лет 20, как ты талантливому от природы, обладающему голосом, артистизмом?
Главный совет молодому артисту – одержимость. Стремление идти вперед, невзирая ни на что. Нужно лишь слушать свой внутренний голос, верить ему, не сворачивать с выбранного пути. Если есть понимание, что ты нащупал в жизни главное, то ничто и никто не собьет тебя. Но при этом ты должен всегда быть в форме. Физической и психофизической. Чтобы выдержать все, преодолеть и сохранить силы для главного.

Дорога – трудное дело. Но если ты все выдержишь, ты вовремя добьешься того, чего хочешь. Конечно, многое зависит и от удачи, и от случая, и от того, где человек родился, где живет. Многое зависит от встреч, на которые мне, например, в жизни очень везло. Эсамбаев, Параджанов, Клер Бэрри… Эти люди-легенды очень многое мне дали в свое время. Но и ведь и они не обратили бы на меня внимание, если бы я уже не был тем, кем был. 

В чем секрет творческого долголетия?
В том, чтобы ставить новые задачи, новые цели. Наверное, я мог бы сыграть мою любимую некогда роль – Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше» даже в новой редакции на Бродвее. Но это опять было бы повторением пройденного. Но если бы мне встретился близкий по духу и мировоззрению режиссер, например, Роберт Уилсон, а талантливый аранжировщик по-новому бы представил музыкальную часть, скажем, используя рэп или еще что-либо современное, тогда бы это было для меня интересно. Все, что я сейчас пою, я пою по новому, ищу новые неизбитые подходы даже к известным вещам. 


Фото Павла Антонова

Пристрастно наблюдая за Яковом Явно много лет, переговорив с ним на разные темы множество часов, я поняла, что основная мысль, которую Яков вот уже много лет пытается донести до меня, до мира, до своих слушателей и зрителей очень проста: «Актер не должен принадлежать определенной среде, стране, нации, эмиграции. Он должен принадлежать только искусству. А оно – вненационально». 

Вот он и пытается строить свой Храм, свой Театр, где страстные ”Очи черные» переплетаются с мелодией «Тумбалалайки», а поэтические аллюзии Коэна с ритмом «Бэсаме Мучо». Где на языке человеческих душ птичьими голосами поют люди и звери. Где он сам – и театр, и оркестр, и весь мир. Тот самый, в котором все люди — актеры, но лишь единицы – Артисты, жизнь которых и есть Театр. С большой буквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *