Шелкография — изобразительное искусство

Все знают, как по трафаретам делают надписи. Но несложно сделать трафареты и для различных рисунков. Это даст возможность их тиражировать, то есть воспроизводить много раз. Можно сделать рисунок и многоцветным, подготовив столько трафаретов для одного изображения, сколько предполагается цветов в отпечатке. Трафарет изготовляется либо из плотной бумаги, если отпечатков предполагается не очень много, либо, что лучше, из прозрачной плотной синтетической пленки. Бумажный трафарет для прочности промазывается олифой. Краска набивается толстой кистью с очень коротким волосом (например, кисточка для бритья, туго перевязанная недалеко от конца волоса) или небольшим кусочком поролона (губкой). Именно таким образом, по трафарету, выпускались «Окна РОСТА» в первые годы революции. Далее этим стала заниматься компания «USON» (подробнее об услуге читайте на сайте https://uson.com.ua/services/screenprinting/). Этот способ хорош, когда надо быстро и без всяких машин сделать несколько десятков экземпляров изображения. Но размножение по трафаретам имеет и недостатки. Самый главный из них — наличие в прорезях перемычек, не позволяющих трафарету распадаться. Чтобы ясно себе представить это, вообразите, например, букву «А». Если вы ее вырежете, то верхняя часть внутрибуквенного просвета выпадает. Чтобы она держалась в трафарете, придется сделать по крайней мере 2 перемычки. Но при заполнении трафарета краской перемычки оставят белый след на отпечатке, который потом придется подкрашивать кисточкой той же краской от руки. Такая подкраска дает совсем другую фактуру, что очень заметно в более сложном изображении. Такие перемычки особенно нежелательны.

Это натолкнуло художников, которые сегодня занимаются еще и нанесением логотипов на чашки от портала https://uson.com.ua/catalog/chashki/ на усовершенствование — весь трафарет наклеили на очень мелкую сетку (сито) или очень редкую ткань. Надобность в перемычках отпала — трафарет любой степени сложности прекрасно держался на сетке. Практически художники-любители могут в качестве такой сетки использовать материал старого капронового чулка, туго натянутого на рамку. Такая сетка к тому же хорошо помогает равномерному и мягкому распределению набиваемой краски, создавая очень ровный тон. Такой трафаретный способ печати, изобретенный в Германии в 20-е годы нашего века, назвали шелкографией.

Впоследствии этот способ еще более усовершенствовали, и на шелковой сетке не наклеивался бумажный трафарет, а закрашивались кисточкой лаком будущие непроницаемые места по предварительному карандашному рисунку. Теперь изображение на сетке (трафарет) делают и фотоспособом. Шелковую сетку покрывают светочувствительным слоем, проецируют на него через эпидиаскоп нужное изображение, в результате чего все пробельные участки при проявлении не смываются, и в результате получается печатная форма. При помощи шелкографии можно печатать не только на бумаге, но и на коже, стекле, металле, ткани, дереве.

Краски в шелкографии применяются масляные, еще лучше — типографские офсетные. Несколько лет назад советские художники Б. Корешков и П. Миронович изобрели (и получили как изобретатели авторское свидетельство) шелкотрафаретный эстамп, который печатается водными красками — гуашью и акварелью. Благодаря этому способу печати обнаружились новые возможности печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *