Вступил в силу закон о телемедицине. Что уже сделано в Алтайском крае

Вступил в силу закон о телемедицине. Что уже сделано в Алтайском крае
Фото Евгений НАЛИМОВ

С 1 января вступил в силу закон о телемедицине. Алтайский край – одна из тех территорий, для которых его применение имеет наибольшую эффективность. При этом к известным и популярным некогда телесеансам «маститых» экстрасенсов это не имеет никакого отношения.

– Важной особенностью региона является самое разветвленное в РФ административно-территориальное деление и соответствующая ему сеть лечебных учреждений. Большая часть медицинских организаций, расположенных в сельской местности, – это больницы и поликлиники малой мощности, в которых с учетом численности обслуживаемого населения не предусмотрены врачи ряда важных узких специальностей, – рассказывает замминистра здравоохранения Сергей Насонов.

Понятно, что в этих условиях возможность получения специализированной медицинской помощи на месте у большинства сельских жителей ограничена. При этом потребность ее получения велика, особенно учитывая, что у значительной части населения одновременно выявляется несколько заболеваний.

Удалённые консультации

Именно этим обусловлено развитие принципов телемедицины в нашем регионе задолго до того, как необходимость ее внедрения была обоснована на федеральном уровне.  Еще в 1998 году на базе Алтайского диагностического центра была налажена передача медицинских изображений из Заринска и Локтевского района. Это позволило получать консультации специалистов краевого центра по поводу ультразвуковых и цитоморфологических исследований.  Понятно, что в тот момент состояние связи не позволяло проводить их в реальном времени и врачам ЦРБ были доступны только отсроченные телеконсультации. Тем не менее это стало возможностью получения заключения краевого специалиста без выезда пациента в Барнаул.

К 2003 году с созданием телемедицинской сети в крае стали доступны межрегиональные и международные телеконсультации. В целях совершенствования работы региональной телемедицинской сети было подписано соглашение о совместной деятельности по внедрению телемедицинских технологий в Алтайском крае между комитетом администрации Алтайского края по здравоохранению и «Фондом Телемедицина» (Москва), что позволило на этапе внедрения провести более 150 межрегиональных и международных телеконсультаций и телеконсилиумов.

– Новый этап внедрения телемедицины в крае связан с развитием в 2009 году врачебно-диспетчерской службы (ВДС), главную задачу которой обозначил губернатор края Александр Карлин: «Не больной должен ходить вокруг больниц и поликлиник, а профессионалы-медики вести больного от первого визита до исцеления». Используя корпоративную сеть передачи данных, мы организовали предварительную запись на прием в краевые специализированные учреждения в удобное для пациента время, – рассказывает Сергей Насонов.

Со временем и технологии, и принципы работы совершенствовались. «АП» уже рассказывала о широком распространении онлайн-консультаций,  организованных для специалистов районных больниц края,  службе консультирования всех беременных женщин и создании регистра, которым занимается перинатальный центр «ДАР». Консультации у постели пациента уже тоже не в новинку – этой возможностью пользуются врачи автопоезда «Здоровье» и т. д.  

Базы данных пациентов

Прошедший 2017 год также стал временем развития и совершенствования телемедицинских технологий в крае. Так,  на территории Славгородского медико-географического округа (как наиболее отдалённого от краевого центра) началась реализация пилотного проекта по централизованной обработке результатов диагностических исследований, проводимых методами лучевой диагностики.  Это позволило снизить очередность на проведение лучевых исследований, а также повысить результаты исследований.

Один из разработчиков закона о телемедицине-депутат от Алтайского края Валерий Елыкомов считает, что телемедицина – хороший метод отношений «врач-пациент» по удаленному варианту для контроля лечения, что, впрочем, не отменяет очной первичной консультации. Благо это и для специалистов районных больниц, ведь это, по сути, доступ к опыту, знаниям и умениям краевых специалистов на уровне ЦРБ. Что касается дальнейшего развития, то речь пойдет о базе данных.

–  Наша основная задача сегодня – создание регистров пациентов с данными обследований. Если теряются данные, то больные вынуждены повторно проходить обследования, а это не только ожидание, но и порой финансовые потери. Поэтому один из основных разделов закона касается именно создания базы данных по индивидуальным обследованиям больных. Это важно и для оказания экстренной помощи – медицина катастроф при оказании помощи должна иметь доступ к такой базе данных на пациента. Это касается и хронических заболеваний, чтобы врачи разных специальностей могли иметь доступ к обследованиям по другим направлениям. Ведь часто лечение пациента проходит, как говорится, на стыке специальностей, – резюмировал он.

Говоря о различных вопросах и новшествах, которые внедряются сегодня в здравоохранении, необходимо понимать одно: речь идет о повышении доступности и качества медицинской помощи,  которая достигается разными методами. Телемедицина только один из элементов в достижении этой большой цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *