Цифровой контент: потребительские предпочтения и предложение рынка

Цифровой контент: потребительские предпочтения и предложение рынка

В современном мире человек уже не видит себя вне информационной среде. Он имеет сильную потребность в доступе к разным видам цифрового контента посредством любых подручных устройств (настольный и портативный компьютер, смартфон, планшет и др.).

Цифровой контент, является совокупностью развлекательно-информационных данных, которые распространяются в цифровом виде по каналам связи. Развитие технологий привело к тому, что контент стал доступен в любом месте, в любое время и на любом устройстве.

Драйверами роста рынка цифрового контента являются мобильная музыка, онлайн-видео и электронные книги, а каналом их доставки и монетизации выступают онлайн-магазины, сайты доступа к платному видео, игровые контентные площадки и т.д. Например, появление электронных книг создало новые возможности для издателей, которые получили возможность продавать их онлайн.

Контент представляет ценность в том случае, когда оно соответствует интересам потребителя и когда на него есть спрос. Ввиду того, что потребительские предпочтения отличаются, происходит специализация производства контента под нужды определенных потребительских групп. Например, эти тенденции наблюдается на телевизионном рынке, где существуют разные каналы, и где каждый зритель может найти интересующий его тематический канал.

Распространение цифровых технологий повысило интерес общественности к медиа. По данным консалтинговой компании Deloitte Global, объем выручки от всех форматов медиаконтента может достичь более половины триллиона долларов США в 2018 году. Отметив все большую готовность потребителей платить за цифровой контент, компания также прогнозирует, что до конца 2018 года половина взрослого населения в развитых странах будет иметь, по крайней мере, две подписки на онлайн-медиа, а к концу 2020 года среднее количество таких подписок увеличится вдвое.

За последние годы появились новые модели потребления цифрового контента. Например, через игровые приставки, которые служат в качестве set-top box для цифрового ТВ, играют роль домашнего медиа-центра, посредством которого можно скачивать и воспроизводить интернет-контент. Новые же поколения игровых приставок будут выступать в качестве домашних мультимедийных цифровых хабов.

Что же касается способов доставки цифрового контента, то они также эволюционируют и становятся более разнообразными. Развивается интернет и мобильное телевидение, появляются новые платформы доставки видеоконтента. Массовость этих явлений сегодня уже не вызывает удивления, что конечно обусловлено широким проникновением интернета среди населения.

При этом нельзя говорить о том, что интернет полностью может вытеснить телевидение, так как эти две платформы доставки контента дополняют друг друга, порождая новое, так называемое направление OTT (Over-The-Top). Сегодня OTT является современной и инновационной системой многоканального телевидения, способной предоставлять своим абонентам обслуживание и функции, недоступные стандартным кабельным сетям и сетям IP-TV. Главное ее преимущество состоит в том, что она не привязана к какой-либо сети. Для доступа к ней абоненту необходимо лишь иметь подходящее устройство с доступом к интернет.

В отличие от классической IP-TV, OTT предоставляет потребителю качественный сервис в любой точке мира, независимо от того, услугами какого провайдера он пользуется. Также ее преимуществом является возможность просмотра телевизионного контента без необходимости высоких скоростей доступа. Фактически видеоконтент передается бесперебойно даже тогда, когда скорость снижается. Специальная технология видеокомпрессии способна обеспечить просмотр каналов в формате HD+ на скорости 1 Мбит/с. Это позволяет существенно снизить нагрузку сети, что в свою очередь сокращает расходы провайдеров и мобильных операторов на генерируемый трафик.

Минувший год ознаменовался быстрым ростом потребления мобильного трафика. Пользователи стали чаще смотреть видео-контент на своих мобильных гаджетах, больше снимать и размещать ролики в соцсетях, вести прямые эфиры. Все это, безусловно, ведет к увеличению нагрузки на сеть и требует более высоких скоростей. Согласно прогнозу компании Ericsson, потребление мобильного трафика до 2023 года вырастет восьмикратно. При этом ежемесячный объем потребляемого трафика в мобильных сетях достигнет 110 экзабайтов.

Значительный рост наблюдается в потреблении телевизионного контента, что порождает конкуренцию между медийными платформами и операторами, которые находятся в постоянном поиске способов удовлетворения потребительского спроса на контент. Эффективными способами решения данной задачи, является либо предоставление возможности абоненту самостоятельно выбирать интересующие его каналы или же формировать тематические пакеты каналов.

По данным Госкомстата, уровень проникновения кабельного ТВ в Азербайджане превышает 30 процента. Около 60 процента кабельных подключений сконцентрировано в крупных городах. Число операторов, оказывающих услуги кабельного ТВ в стране не столь значительна и рынок практически распределен между 5-6 компаниями. Однако в стране развивается ОТТ и IP-TV, причем услуга IP-телевидения входит сегодня в портфолио многих интернет-сервис провайдеров, число которых превышает 40. К сожалению ситуация такова, что данный вид сервиса оценивается как дополнение к услуге интернет и подобное отношение на него является ошибочной. 

Параллельно с рынком телевидения, сегодня во всем мире, в том числе и в Азербайджане наблюдается стремительное развитие рынка киноиндустрии. Важным аспектом становится борьба с медиапиратством и киноотрасли предстоит применить эффективные инструменты борьбы этим явлением. Решить этот вопрос в современных реалиях можно будет с применением технологии блокчейн, которая позволит создателям контента напрямую взаимодействовать с потребителем, четко отслеживая при этом соблюдение авторских прав - ​вплоть до каждого конечного пользователя.

Для защиты же интересов национальной киноиндустрии, необходима эффективная правовая и экономическая база, при формировании которой придется прибегнуть передовому зарубежному опыту. Применение эффективной программы защиты и создание условий позволят выгодно инвестировать в кинопроизводство. Тем самым коммерческое кино начнет стабильно приносить прибыль. Следовательно, заработав больше денег, производитель сможет больше инвестировать развитие контента, чтобы сделать его популярным и привлекательным для зрителя.

Сегодня телевидение и кинопросмотр, двигается в сторону интернета. Азербайджанские фильмы постепенно будут представлены на популярных зарубежных онлайн-кинотеатрах, что позволит предоставить мировому кинозрителю национальное кино, дав ему вторую жизнь после кинопроката. Очередным этапом развития станет перевод на азербайджанский язык контента ведущих мировых производителей.

Аналитическая компания Videonet прогнозирует в 2018 году ряд тенденций, которые будут развиваться, и набирать обороты в мировой индустрии развлечения и цифрового медиа. Это развитие голосовых помощников в пространстве платного телевидения, влияние на медиапотребление гибких методов оплаты, развитие потребления мобильного контента и мировое лидерство региональных OTT-сервисов, пока глобальные не будут локализованы.

Все, что сегодня реализуется в Азербайджане, соответствует мировым трендам, за исключением того, что в стране нет пока проектов формата Netflix и Amazon Prime Video, которые сами производят контент. Однако не исключено, что подобные платформы появятся в стране в ближайшие годы. Вопрос же монетизации контента в Азербайджане уже обретает актуальность и рано или поздно на рынке появятся компании, которые будут предлагать платный цифровой контент. Это могут быть прямые трансляции, лекции, мастер-классы, собственные шоу и т.д. Также в ближайшем будущем возможно и создание специализированного ТВ контента по туризму, образованию, медицине и т.д.

Следует особо отметить, что успех в условиях избыточного предложения разнообразного контента зависит не только от хорошо снятых программ что, конечно важно, но и от умения продавать их современному — требовательному зрителю.

Фуад Аллахвердиев

Генеральный директор ООО “AzerTelecom”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *