Поддержка Эрдогана в Турции ослабевает даже в его родном черноморском регионе

Поддержка Эрдогана в Турции ослабевает даже в его родном черноморском регионе

Вдоль шоссе, проходящего у побережья, практически на каждом столбе, балконе или крыше можно увидеть развевающиеся постеры и баннеры с изображением президента. Огромный портрет вывешен и на главной дороге города, Эрдоган на нём словно приветствует посетителей, совершающих паломничество к месту его рождения.

Тем не менее под показными проявлениями неоспоримой поддержки президента всё же проскальзывает определённая доля недовольства, а также растущая тревога по поводу экономики и чувство, что после пяти лет обесценивания валюты и увеличения стоимости заимствований события уже не могут развиваться в правильном направлении. Судьба Эрдогана по истечении 16 лет пребывания у власти, несмотря на почти полный государственный контроль над СМИ, всё ещё полностью зависит от исхода выборов 24 июня.

«Это плохо»

«Это плохо. Чтобы остановить падение лиры, нужно повысить ставки. Если вы увеличиваете ставки, вы уничтожаете рынок», — сказал 31-летний застройщик из Ризе Гёкхан Колджу. Он намерен голосовать за Партию справедливости и развития (ПСР) Эрдогана, потому что только она может гарантировать стабильность. И всё же Колджу беспокоится о будущем.

«До всех этих разговоров о выборах каждый день приходили по 10-15 человек и спрашивали о ценах на недвижимость. Однако последнее время никто даже не интересуется этим вопросом. Если сектор недвижимости рухнет, эта страна тоже пойдёт ко дну», — посетовал он.

Колджу также рассказал, что он несколько недель пытался убедить своих друзей проголосовать на прошлогоднем референдуме против перехода на новую президентскую систему и нарушения традиции парламентского правления, функционировавшего в стране в течение столетия. Однако когда пришло время проголосовать, он не смог довести дело до конца. «Я не мог думать, как ДПН», — сообщил Колджу. Он имел в виду прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН), лидер которой находится в тюрьме по обвинению в поддержке терроризма.

Родной город

Такая позиция заложена в основе обращения Эрдогана к избирателям в этой кампании. Повернувшись спиной к западным союзникам и международным рынкам капитала, президент попытался завоевать сердца турецких националистов и отвлечь внимание от экономических вопросов. Но даже в его родном городе наблюдаются проявления инакомыслия. «Я не буду голосовать за Тайипа (Реджепа Тайипа Эрдогана — ред.)», — сказал 46-летний хозяин чайханы на окраине Гунейсу Ибрахим Озер, который в течение пяти лет являлся местным представителем Партии националистического движения (ПНД), с которой ПСР сформировала предвыборный союз в попытке завоевать голоса националистов с целью достижения победы.

Озер высказал мнение, что Эрдоган является не истинным националистом, а скорее оппортунистом. «Может быть, Бахчели (лидер ПНД — ред.) забыл, но я нет», — напомнил он о том, как Эрдоган оскорбил членов ПНД несколько лет назад.

Урожай чая

По вымощенной дороге, которая проходит через Гунейсу в горы, 57-летний Абдуррахман Ариджи направляется к своим чайным рощам. Большая часть чёрного чая, потребляемого в Турции, производится в Ризе, и эта деятельность является одним из основных источников дохода жителей города. Поэтому здесь растёт беспокойство относительно привлечения крупных покупателей в будущем.

Большую часть урожая чая собирают три раза в год и продают государственной чайной компании Caykur. Однако в прошлом году компания была передана Фонду суверенного богатства Турции (TWF), созданному для стимулирования роста и защиты активов после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в 2016 году.

«Мы собираемся голосовать за Эрдогана, но мы недовольны нашими представителями в парламенте. Если Caykur будет продана, с Ризе будет покончено», — сказал Ариджи.

Разговоры в парке

В Трабзоне, одном из крупнейших городов на Чёрном море, пять человек собрались на скамейке в парке на главной площади, где на большом экране непрерывно показывают ролики с выступлениями Эрдогана. «Иностранцы используют экономику в качестве оружия против нашей страны. Мы будем голосовать за ПСР», — сказал 55-летний Мехмет Туре.

Турецкая лира за последний год упала более чем на 20% по отношению к доллару США и более чем на 60% за последние пять лет, что привело к двузначной инфляции и резкому увеличению Центральным банком затрат по займам. Инвесторы говорят, что повышение ставок было необходимо для сбалансирования и охлаждения экономики, но им приходится иметь дело со стремлением Эрдогана поддерживать рост экономики любой ценой. Президент считает, что на Турцию совершили финансовое нападение. Но не все с этим согласны.

«Мне больше не нравится Тайип (Реджеп Тайип Эрдоган — ред.), здесь не о чем говорить», — сказал один из мужчин, а затем встал и ушёл, когда начался этот разговор. Он просил не называть своего имени, но сообщил, что будет голосовать за исламистскую «Партию счастья», лидер которой, Темель Карамоллаоглу, заявил, что Эрдоган и ПСР отвернулись от исламских принципов.

Алааттин Туре, 49-летний строитель, рассказал, что ему не заплатили за два месяца и он просто не мог позволить себе обратиться в суд. Во время разговора он терпеливо ждал своей очереди, пока его брат Мехмет расхваливал борьбу правительства с терроризмом.

«Вы несёте ответственность»

«Самая большая проблема в стране — это не терроризм или Рабочая партия Курдистана (РПК), а уровень заработной платы. Вы правили страной почти 20 лет и поэтому именно вы несёте ответственность», — сказал он, вернувшись к теме Эрдогана.

В тихом дилерском центре по продаже и ремонту мобильных телефонов, выходящем на главную площадь Трабзона, 32-летний Серкан Генч говорит, что растущий доллар съедает его прибыль, так как стоимость импортных запчастей и комплектующих для телефонов растёт. «Раньше я голосовал за партию ПСР, но сейчас нам нужен кто-то другой со свежим взглядом и новыми идеями», — подчеркнул он.

Впервые в эпоху Эрдогана турки начинают ощущать экономическое напряжение, поскольку иностранные деньги заканчиваются и местные компании пытаются погасить долги, накопленные в лучшие времена. Хотя многие покупаются на слова Эрдогана о том, что экономические трудности являются частью иностранного заговора, другие же винят в сложившейся ситуации именно президента.

«Мы всё понимаем»

«Мы не дети, мы всё понимаем. Экономический рост искусственно раздут», — отметил 55-летний пенсионер Омер Узун, занимавшийся ранее продажей фармацевтической продукции. Он указал на группу мужчин, расположившихся у кофейни. «Все сидящие там будут голосовать за Индже. Граждане заботятся о своих карманах», — заявил Узун.

Но ядро электоральной силы Эрдогана состоит из бескомпромиссных сторонников, которые, возможно, никогда не отвернутся от своего президента. «Даже если бы я знал, что Эрдоган собирается обанкротить эту страну, я снова отдал бы ему свой голос», — сказал 23-летний парикмахер из Трабзона Мухаммед Али Калфаоглу.

Bloomberg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *