Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

Если горожане задумаются об их ценности, то есть надежда через 10 лет увидеть уцелевшими объекты 100-летней давности. А затем можно задуматься и о сохранении наследия 1990-ых.

В музее «Искусство Омска» зодчие провели дискуссию о современной архитектуре «Объекты модернизма в Омске». По мнению модератора Ефима Фрейдина, постройки 1930-80-ых годов — дома культуры, школы, жилые микрорайоны, университетские кварталы — определяют лицо нашего города так же, как и уникальные, «открыточные» здания. К ним можно причислить Речной вокзал, ТЮЗ, Музыкальный театр, Торговый центр «Омский», СКК имени Блинова, Левобережный рынок и Автовокзал, зону отдыха «Зеленый остров» и Дворец пионеров, гостиницу «Иртыш» и ДК Малунцева. Однако и такие крупные комплексы теряют свою значимость в результате ремонтов, «усайдингования», изменения облика и украшения всяческими «излишествами».

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

Ефим Фрейдин поставил вопрос, как можно популяризировать и вовлекать авангардную архитектуру 1930-ых годов в современный оборот? В 1960-70-ые годы произошло возвращение модернизма, однако и более новым интересным советским зданиям также «не везет». Открытый бассейн на Зеленом острове 1980-ых годов сегодня стоит полуразрушенным. А другие объекты, такие как цирк и гостиница Омск, подвергаются невнятной реконструкции.

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

«В политехническом университете в плане дизайна мы пытаемся донести до простого горожанина, в чем смысл авангарда», — рассказала руководитель проекта «Арт-резиденция» ОмГТУ Эмма Васильева.

Архитектор Светлана Гетте напомнила, что многие архитекторы мира воспитывались на российском авангарде, например, знаменитая Заха Хадид — обладатель своеобразного «Оскара» в архитектуре. Ее дипломный проект также был посвящен советскому авангарду.

Авангардные здания в Омске — жилой дом на проспекте Маркса, 33, корпус СибГУФК на Ленина, 2а, дома культуры 30-ых годов, промышленные здания.

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

«Очень грустно, что эти здания умрут от невмешательства, а еще чаще — от вмешательства, — сожалеет Светлана Гетте. — После покрытия сайдингом стены покрываются плесенью, отсыревают и разрушаются. У нас в целом такое отношение к архитектуре и архитекторам. Денег на благоустройство просто нет».

После этого встает другая проблема — сегодня архитекторы скорее относятся к обслуживающему персоналу, и это уже не творческая профессия, а банальное проектирование.

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

Зампредседателя Омского отделения Союза архитекторов Сакен Хусаинов встал на другую позицию. По его мнению, идею сохранения отдельных зданий власти могут довести до абсурда, включая в список памятников объекты хрущевского времени и сделав вокруг них обширную охранную зону. Тогда все пространство будет превращаться в пустыню и город перестанет развиваться, считает архитектор.

«Наше дело — внести лепту в изменение отношения к объектам не восемнадцатого и не девятнадцатого века, а двадцатого, — продолжил директор Архитектурного ателье «РИМ» Олег Фрейдин. — Хотя сейчас мы молимся на хозпостройки в Омской крепости, а у нас есть действительно уникальные здания ХХ века. Это ТЮЗ, Торговый центр — их можно вносить в список памятников, ведь появляются идеи по их надстройке и перестройке».

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

На самом деле, общая тенденция в России такова, что модернистские здания довоенного времени уже паспортизируются и восстанавливаются в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Самара и других, однако Омск от них сильно отстает.

Объекты 1960-70-ых годов же сейчас пока находятся в обороте и активно эксплуатируются, но для них можно прописать правила на уровне города хотя бы в плане размещения наружной рекламы.

«За все годы работы чиновником я не смогла повлиять на архитектурный облик проектов, который приносили в департамент архитектуры, — посетовала экс-заместитель главного архитектора Омска Светлана Шевченко. — При отказе в согласовании уродливых проектов застройщики ходят в суды и выигрывают. Закона об архитектуре в России пока нет, хотя его обещали в 2017 году. Мы ходили по этому поводу к нашему депутату Госдумы Виктору Шрейдеру».

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

Светлана Шевченко также привела в пример улицу Жукова, на которой не получилось красивого ансамбля из современных зданий — «у каждого архитектора здесь был свой выпендреж». Застройка улицы велась в «смутное время» 90-ых годов, а началось все как раз с Сакена Хусаинова, который спроектировал две башни.

В ходе дискуссии ее участники предложили включить в реестр памятников архитектуры СКК имени Блинова, так как есть заявления о планах по его реконструкции. На круглом столе выступила архитектор Ирина Голенко, один из авторов проекта спортивно-концертного комплекса.

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

«Я очень долго там не была, было больно все это видеть, — рассказала она. — Но однажды стало интересно проверить, как все работает. Оказалось, обрезали гардеробы, везде потребовались магазины. Никто не собирался контролировать эксплуатацию, везде висели провода, на третьем этаже продавали кровати, обои, на втором — одежду. Мы схватились за голову! Нас просто втоптали и оскорбили».

Авторы проекта СКК имени Блинова, пока они живы, могли бы помочь в разработке проекта его реконструкции. Однако к ним пока никто не обращался.

Жанна Хахаева отметила, что судьбу потенциальных памятников на комиссии в минкульте Омской области решают всего около 20 человек, среди которых только 5 — архитекторы, а остальные — историки, экономисты и чиновники. А из них далеко не все понимают и любят конструктивизм.

Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизма

«Мы уже много ценного потеряли, но еще не создали, поэтому у меня призыв к молодому поколению — найти в сегодняшней сложной цифровой культуре новый смысл, в том числе, в архитектуре. Мы все сейчас в поиске других ценностей», — считает Эмма Васильева.

Ефим Фрейдин в завершении дискуссии отметил, что примерно через 10 лет мы столкнемся с проблемой сохранения архитектуры 1990-ых годов как объектов наследия. Если же горожане сейчас задумаются о ценности зданий 1930-ых годов, то есть надежда увидеть на улицах Омска и сохранившимися объекты 100-летней давности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *