«Космическая» засуха: почему в Крыму исчезает растительность

«Космическая» засуха: почему в Крыму исчезает растительность

Данные космической съемки свидетельствуют о потере почти четверти растительного покрова на территории Крыма, сообщило Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины. По данным дистанционного зондирования установлено, что в течение двух лет индекс NDVI, который используют для количественной оценки растительного покрова, в некоторых частях Крыма снизился до самой низкой отметки в 0,3.

Всего в июне 2018-го, по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, уменьшение общего индекса NDVI на полуострове составило 23%. В украинском министерстве подчеркнули, что бездействие российских властей Крыма может привести к уничтожению уникальных экосистем региона, в том числе к разрушению заповедных ландшафтов, к эрозии почв и к невозможности заниматься сельским хозяйством.

Радиослушательница из Крыма предлагает свою версию исчезновения растительности:

«Родители очень часто ездят в сторону Симферополя, Севастополя. И мама говорит: там, где при Украине все стояло зеленое, заросшее, необработанное, сейчас распахано, посажены виноградники, новые сады, все побелено-покрашено. Вот вам и уменьшение. Мы ничего не вырубаем, не переживайте».

Доктор географических наук Дмитрий Николаенко уверяет, что при интерпретации снимков эксперты обращают внимание не только на зелень.

Сокращение растительного покрова полуострова почти на четверть вполне возможно

Дмитрий Николаенко

– Современные спутниковые технологии не такие глупые – они реагируют не только на зеленый цвет: футбольное поле хорошо, а нефутбольное – плохо. Эти данные говорят вообще-то об использовании территорий в сельскохозяйственном отношении, там учитываются комплексные показатели. В общем и целом данные со спутниковых снимков корректны, нет оснований в них сомневаться. Я не видел эти снимки в оригинале, но сокращение растительного покрова полуострова почти на четверть вполне возможно. Некоторые районы мира в связи с переменами климата страдают очень сильно. Юг Украины и северная часть Крыма, безусловно, пострадают от этих перемен климата. То есть количество воды в этих регионах будет уменьшаться. Это природный процесс: не мы его делали, не нам его отменять – это тенденция, к которой надо готовиться.

Дмитрий Николаенко подчеркивает, что основным фактором при этом остается отсутствие воды из Днепра.

Сельское хозяйство Крыма с середины 20-го века было полностью посажено на воду из Северо-Крымского канала. Естественно, когда подача прекратилась, возник кризис

Дмитрий Николаенко

– Сельское хозяйство Крыма с середины 20-го века было полностью посажено на воду из Северо-Крымского канала. Естественно, когда подача прекратилась, возник кризис. Но в общем и целом нужно понимать, что это часть провальной политики СССР в 50-60-е годы с водой. Вспомните Каховское водохранилище – это воплощенный кошмар. Его построили, для того чтобы подавать воду на полуостров. Так что проблема Крыма должна рассматриваться в более общем контексте: во-первых, это перемена климата, незначительный эффект конкретно на Крым, и второе – это кризисное состояние тех водных проектов, которые были реализованы в 50-70-е годы.

Радиослушатель из Крыма свидетельствует, что российские власти полуострова вырубают очень много деревьев:

«Вот знаменитая трасса «Таврида»: ее строят – налево-направо срезается, вырубается на 50 метров все зеленое. Это просто какой-то ужас. Вот передо мной женщина выступала – какое там все зеленое? Едешь от Симферополя до Севастополя – все снесено. В самом Симферополе есть мэр Лукашев, который враг всем зеленым насаждениям. Вот только недавно пригнали шесть машин для спиливания деревьев по городу».

Инженер лесного хозяйства, бывший лесничий Приморского лесничества Дмитрий Демчук подтверждает, что ко всему прочему климат в Крыму серьезно изменился.

– В Крыму климат становится континентальным: увеличение температур, снижение количества осадков – что, конечно же, не может не влиять на растительность в целом и леса в частности. Климат как бы передвинулся на месяц вперед. В сентябре, помню, уже шло похолодание, а сейчас еще полным ходом идет сезон. Раньше снег выпадал с ноября, а сейчас – в конце декабря. Майские грозы, которые способствовали накоплению влаги, они идут в июне-июле и не такие, как раньше, – теперь они кратковременные и очень сильные, смывают плодородный грунт со склонов гор. От этого страдает крымская сосна, не прорастает дуб.

Кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Института защиты растений Национальной академии аграрных наук Украины Андрей Федоренко сравнивает условия, в которых работают крымские и херсонские аграрии.

В Северном Крыму ситуация намного хуже в плане засухи, в плане отсутствия орошения, чем в Херсонской области

Андрей Федоренко

– Можно говорить на уровне лозунгов, что Северо-Крымский канал на самом деле не нужен, но давайте просто сравним Крым и южную часть Украины. У нас в Херсонской области орошается около 600 тысяч гектаров, из них где-то 25-32% занимает именно пшеница. Многолетний опыт фермерских хозяйств показывает, что хорошие урожаи дают орошение и новые сухостойкие сорта. Есть еще такой гидротермический коэффициент. В Херсонской области ГТК составляет порядка 0,52-0,63 – она считается довольно-таки сухой для выращивания зоной, где нельзя без орошения получать нормальные урожаи зерновых. В Крыму этот ГТК 0,3-0,4 – намного меньше, чем в Херсонской области. По факту в Северном Крыму ситуация намного хуже в плане засухи, в плане отсутствия орошения, чем в Херсонской области. Если у нас условия неподходящие, то что же говорить о Крыме?

Сергей Громенко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *