Церковь, искушение и целибат: каким был интим в Средние века


                Церковь, искушение и целибат: каким был интим в Средние века

Во все периоды истории человечества священнослужители и мыслители извели тонны глины, километры бумаги, чтобы объяснить неразумному люду, как, где и с кем. А в темные Средние века лейтмотив половых запретов был чуть ли не главным.

Сохранилось множество различных источников о сексе в Средние века. Один из самых интересных — это протоколы заседаний церковных судов. В Западной Европе в ведении церкви находились все законы, касающиеся вопросов нравственности и морали. Именно поэтому такие дела чаще всего рассматривались в церковных, а не светских судах.

Сохранились и источники личного характера, в первую очередь знаменитая автобиография Пьера Абеляра и его переписка с Элоизой. В ней они беседовали о своих отношениях, о браке, об их последующем обращении к религии. Но личные свидетельства очень редки.

Во многих церковных учениях и проповедях говорится о том, как опасна похоть. Согласно учению, люди, в особенности женщины, могут легко впасть в искушение.

Стоит отметить, что в Западной Европе, в особенности после XI века, священнослужители были неженаты и обязаны были блюсти целомудрие — целибат. Соответственно, эти тексты были написаны неженатыми, вынужденными избегать женщин мужчинами, и посему неудивительно, что они писали о женщинах как о предмете соблазна и искушений. Чуть ли не как корень всего зла.

Когда человек живет без секса, даже если это его выбор, он может испытывать смятение или искушение. А если его обязали принять целибат, эти чувства будут еще сильнее, и он активнее будет писать о своих соблазнах и прорабатывать их в текстах. Это довольно популярно-фрейдистское толкование, но переживания людей из-за волнующих их лично вопросов сильно сказываются на происходящих событиях. И в некоторых текстах мы видим отражение этих переживаний.

Церковь предписывала жене во время полового акта с супругом вести себя тихо и спокойно, не издавать никаких звуков, даже лишний раз не шевелиться. Стоит ли говорить о том, что ночные рубашки снимать вовремя сего "постыдного процесса" было запрещено?

Церковь вообще очень жестко контролировала все «нижепоясные» действия народа. Все виды секса, кроме самого традиционного, обзывались блудом. А блуд, как нам известно, из старых учебников истории, наказывался весьма строго – отлучением от церкви и даже смертной казнью.

Удивительно, что время "чистой и непорочной Европы" — это время процветания проституции. Первая древнейшая широко развернулась именно во времена Средневековья. Господа священнослужители совсем не запрещали жриц любви.

Более того – проституция была честной профессией. За нее не казнили, не упекали в монастырь.

Сексуальные товарно-денежные отношения были не просто приемлемыми, их считали путем предотвращения супружеской неверности. Кроме того, это был законный способ избавить жену от "грязи" половых отношений. Фома Аквинский писал в одном из своих трудов:

"Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество".

При допустимости проституции церковь не давала официального разрешения на контрацепцию. И учила, что у секса прежде всего репродуктивная цель, хотя женатым парам не воспрещалось заниматься сексом после менопаузы.

Двусмысленность понятий, неопределенность и даже противоречивость действий – вот он, интим средневековой Европы. Хотя, возможно, время было такое темное, а оттого и люди не могли определиться в собственных предпочтениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *