Олега Царева одолевают ялтинские пенсионеры

Бывшего «спикера парламента Новороссии» Олега Царева, владеющего бывшим имением князей Барятинских в центре Ялты, одолевают пенсионеры. Когда-то они работали в расположенном тут же санатории им. Кирова, и остались там жить. Теперь они говорят, что бывший депутат Верховной Рады пытается их выселить. Сам Царев утверждает, что пенсионеры это непростые, и что за борьбой кроется желание застроить имение высотными домами.

«Примечания» разбирались, что происходит.

До революции санаторий имени Кирова был имением князей Владимира и Надежды Барятинских. Земля это раньше называлась «Кипарисы» — по крымскотатарски Сельбилляр.

«Имение было построено за два года в 1894 году, состояло из 14 домов, включало в себя всю необходимую инфраструктуру – сад, огород, парк, табачные плантации, – рассказывает экскурсовод Татьяна Жилова. – Создал имение Барятинских великий архитектор Николай Краснов, это его первый большой проект в Ялте. Сегодня от имения сохранились здание администрации, лечебный корпус и здание, в котором расположено ялтинское управление ФСБ».

Жившая на месте современного санатория до революции семья Барятинских была известна благотворительностью.  Они выделяли средства на строительство городской мужской гимназии, корпуса санатория для чахоточных больных, регулярно жертвовали на церковь и приют для самых нуждающихся. Гулять и бывать тут не возбранялось самым разным людям. В отличие от современности, у дореволюционной элиты не было нужды ограждаться от народа заборами.

Судьба первых владельцев имения «Сельбилляр» на сломе эпох сложилась трагически. В 1919 году Барятинская, бывшая статс-дамой у Александры Федоровны Романовой, вместе со своей дочкой Ириной Мальцевой отправилась на крейсере «Мальборо» в иммиграцию с Романовыми. Но, услышав о приходе в Крым Врангеля, прониклась этой новостью и вернулась на полуостров. Здесь Надежду Барятинскую и ее дочь Ирину Мальцеву после двух доносов арестовали и расстреляли.

Олега Царева одолевают ялтинские пенсионеры

В первые годы советской власти в Крыму дворцы и имения массово превращали в санатории для рабочих и крестьян. Стало здравницей и имение «Сельбилляр». После произошедшего в 1934 году убийства революционера и крупного советского политического деятеля Сергея Кирова, санаторий получил его имя. В годы расцвета СССР ялтинский санаторий имени Кирова был флагманом оздоровления по профсоюзной линии. Появились новые корпуса и вспомогательные здания, которые возводило московское НПО «Красный богатырь».

«Большую часть времени санаторий имени Кирова проработал как круглогодичная профсоюзная здравница предприятий нефтехимической и авиационной промышленности СССР, – делится принимавший участие в его строительстве, ветеран санатория им. Кирова, инвалид первой группы Юрий Сафонов. – Специализировался на лечении сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Он не был закрытым – прибыть сюда на отдых и лечение мог любой человек».

Пенсионер говорит, что санаторий работал на деньги ЦК профсоюзов и находился в его собственности. Однако в 2003 году он был продан в частную собственность. Вместе со строившимся для сотрудников здравницы жильем.

«Застройщиком санатория Кирова было московское НПО «Красный богатырь», помимо санатория, структура построила жилье, – говорит Юрий Сафонов. – Поэтому, общежития санатория Кирова не имеют прямого отношения собственно к санаторию Кирова – эти здания специально построены НПО «Красный богатырь» для строителей санатория и для сотрудников здравницы. В 1994 году ялтинский горсовет принял общежития на свой баланс и они стали муниципальным жильем».

Всего в связанных с санаторием Кирова домах в 90-е годы жило около 70 человек – это сотрудники здравницы, их семьи. Это типичное и очень распространенное для Крыма явление – десятки тысяч людей при Союзе приезжали на ЮБК из других регионов и устраивались на работу в санатории под гарантии предоставления жилья и сильный социальный пакет. Но жилье успели получить не все, а уровень социальной защищенности граждан после 1991 года существенно снизился. Пока структура имела отношение к государству и числилась за «Укрпрофздравницей», это социальная проблема была в спящем состоянии. 

Все пришло в движение в 2003 году после продажи части здравницы структурам Олега Царева — известного бизнесмена и политика с днепропетровскими корнями, прославившегося в РФ в роли спикера парламента Новороссии. «После сделки мы тут как помещик и крепостные», — жалуются бывшие работники санатория.

«Доля Укрпрофздравницы составляла более 60%, но со временем управление санаторием практически перешло в руки депутата Царева, — вспоминает Юрий Сафонов. — В 2002-2003 годах собственность здравницы прошла акционирование. В результате было создано новое юрлицо — ЗАО «Санаторий им. С.М. Кирова». С местом регистрации в Днепропетровске. Соучредители ЗАО «создали задолженность» санатория перед фирмами-однодневками. «Багира-Н» и «Топаз-К». Впоследствии к ним и перешла основная часть имущества здравницы. В счет погашения якобы возникших долгов».

На то время мэр города Сергей Брайко дал обещание, что власть договорилась с собственником о том, что никто из проживающих в санатории ялтинцев на улице не останется. В ответ на дежурное обещание чиновника, пенсионер Сафонов возглавил сопротивление поглощению санатория.

В 2003 году структуры Царева выкупили у Укрпрофздравницы имущество санатория, а землей они и сейчас не владеют, земля городская.

Санаторий сегодня

Санаторий имени Кирова расположен в спокойном зеленом районе самом центре Ялты – чуть выше здания городского управления ФСБ и института Магарач. Отсюда за 7 минут можно дойти до знаменитой Пушкинской аллеи и за 15 минут — до моря и ялтинской набережной. Это поистине золотая земля с огромным потенциалом. При Украине в прессе писали, что сумма продажи 7 гектаров санатория Кирова была занижена минимум в десять раз и составила всего 7 млн. гривен. Сегодня одна сотка земли в этом районе стоит примерно 1,5 млн. рублей.

Олега Царева одолевают ялтинские пенсионеры

Олега Царева одолевают ялтинские пенсионеры

Бывшие боксы и мастерские санатория. В 1989 году их выкупили сотрудники здравницы. Но не удержали. Сейчас тут СТО, которую местные жители связывают с семьей Царева.

Во время прогулки по санаторию корреспондент «Примечаний» увидел пару десятков рабочих, которых занимались ремонтом и строительством на территории: похоже, здравница расширяется и развивается. И тут, судя по всему, не видят будущего для оставшихся с советских времен жильцов – жители санаторного общежития предполагают, что их жилплощадь хотят отдать гастарбайтерам.

Люди жалуются, что семья Царевых устанавливает свой контроль над гаражами, техническими зданиями и вспомогательным жилым фондом. А также над общежитиями, которые ялтинский горсовет взял на баланс в 1994 году. После 2003 года за здания начались суды, сегодня структуры Царевых считают дома своими. От имени Нины Царевой – матери политика и руководителя ООО «Санаторий Кирова», живущим в расположенных в санатории общежитиях приходят счета за коммунальные услуги и загадочные многотысячные квитанции «за содержание».

Жители общежитий санатория сдали в канцелярию ООО «Санаторий Кирова» коллективное обращение с требованием сообщить статус и балансовую принадлежность зданий, а также калькуляцию выставленных счетов и список работ, выполненных в рамках «расходов на содержание в 2015-2018гг».

Инициативная группа жителей санатория намерена добиться выполнения решения ялтинского исполкома за 1994 года, перевода зданий в жилье и постановки их на баланс муниципалитета.

Интересно, что ветеран здравницы Юрий Сафонов и еще три семьи, живущие в том же здании, через многолетние суды добились независимости от структур Олега Царева и уже зарегистрировали права собственности на свое жилье, построенное для них же много лет назад НПО «Красный богатырь». Таким образом, прецедент существует.

«Мне отрезали свет, воду – два с половиной года сидели без воды и света. Меня ногами избивали. Моя жена ушла на тот свет от трех инсультов, дядя с первого инсульта. Вот такие тяжелые последствия борьбы», — вздыхает Юрий Сафонов.

С другими жителей общежитий, пытающимися бороться за свои права, владельцы санатория сражаются тоже весьма специфическими методами. Например, запрещают их автомобилям заезжать внутрь санатория Кирова – как семье Юлии Балашовой. И жалобы на это полиция игнорирует.

Конфликтуют с владельцами санатория Кирова и его ближайшие соседи.

69-летний Владимир Янков живет в доме на границе с санаторием Кирова 38 лет. Из них 25 лет мужчина проработал в здравнице водителем. Дом Янкова не имеет никакого отношения к санаторию Кирова, это муниципальный жилой дом, бывший раньше общежитием.

«В 2017 году он [Царев] стал утверждать, что это его земля, — жалуется Владимир Янков. — Запретил пускать нашу машину, из-за чего ее приходится оставлять вдали от дома.

Моей маме 90 лет, но я не могу подъехать под дом, посадить ее в автомобиль и отвезти на море подышать воздухом. Обращался в полицию, там ничем не помогли. Я подал в суд, разбирательство тянется уже три года. В ответ на протест он [Царев] подал на меня в суд иск о том, что у меня незаконно приватизирована квартира. Он хочет лишить меня собственности».

Олега Царева одолевают ялтинские пенсионеры

Новороссия и кипарисы

48-летний уроженец Днепропетровска, крупный бизнесмен Олег Царев был на плаву и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче. С 2002 по 2014 год постоянно избирался депутатом верховного совета Украины. Известен участием в масштабной драке между депутатами Верховной рады 2010 года.

Во время Майдана 2013-2014 годов Царев запомнился как сторонник курса на сближение с Россией и критик соглашения об ассоциации с Евросоюзом. После победы Евромайдана в Украине баллотировался в качестве кандидата в президенты Украины, но 1 мая 2014 года снял свою кандидатуру.

26 июля 2014 года в самом начале войны на Донбассе Царев стал спикером «парламента Новороссии». Ожидалось, что традиционно тяготеющие к России области Украины выйдут из состава последней и создадут стремящееся в Россию новое образование. Однако Русская Весна ограничилась Крымской, проект Новороссия был свернут, Олег Царев покинул пост спикера.

В ходе не совсем легальной с точки зрения законодательства РФ национализации 2014-15 годов крымские власти предприняли попытку «национализировать» принадлежавшие Цареву крымские объекты – как и сотни других активов украинских собственников. Однако вскоре произошло нечто, что вынудило Совмин Крыма оставить ялтинский бизнес Царева в покое.

Теперь бывший спикер несостоявшейся Новороссии, потерявший на Украине все, тихо живет в центре Ялты, в бывшем охотничьем домике Барятинской, и чем-то напоминает пожилого полковника из романа Габриэля Гарсиа Маркеса. Но Цареву, в отличие от литературного героя, пишут.

Пишут, что он спилил верхушки кипарисов, чтобы видеть из своих окон море. «Памятник культуры, старинный охотничий дом Барятинской утратил свой статус и стал домом Царева», — сетует неутомимый пенсионер Юрий Сафонов.

«Это просто борьба за землю»

Сам Олег Царев утверждает: то, что его санаторий избежал национализации — одновременно и случайность, и закономерность. По его словам, национализировали в Крыму, либо объекты открыто враждебного России украинского олигарха Игоря Коломойского, либо государственные, принадлежавшие Украине, а санаторий имени Кирова – уже 14 лет в частной собственности.

«Был целый перечень предприятий, которые включали, потом по каким-то основаниям выключали, – добавляет бизнесмен. – Я не дергался, я просто ждал, чтобы процесс прошел в соответствии с законом. Национализировать его не имели права».

Царев утверждает, что живущий на территории санатория Юрий Сафонов судится с ним с самого первого дня перехода здравницы из профсоюзной собственности в частную. Какие-то иски выигрывает, какие-то проигрывает.

Но главная цель «ветерана санатория», по версии Царева, — «забрать у здравницы кусок земли и построить на ней на месте его дома — новую многоэтажку». «При этом город и здравница потеряют исторический парк Барятинских», — предупреждает Царев.

Та же ситуация, по его словам, и с другими живущими в общежитии людьми.

«Есть люди, которые здесь не прописаны, но проживают, и заняли чужие комнаты, таких есть несколько исков, — говорит Царев. – Общежитие находится на балансе предприятия. Земля медицинского назначения не может сменить свое целевое назначение. Это возможно было исключительно по решению Верховного Совета Украины. Все остальные решения, которые здесь в Ялте практиковались, когда распиливались санатории, нарезались участки, менялось целевое назначение и строились многоэтажки и частный сектор — это все незаконно. Уголовные дела по этим фактам возбуждаются и сейчас».

Царев считает, что жилого фонда на территории объекта рекреации — санатория – быть не должно.

«Все решения [о передаче общежитий в коммунальную собственность], которые были тогда приняты, сомнительны не только с точки зрения российского, но и украинского права, — считает владелец санатория. — Посмотрите объекты здесь в Ялте. Здесь же санаториев было — весь центр города. У меня [в Днепропетровске] было 28 предприятий, ни одно из них я не перепрофилировал.

Думаете, у меня не было предложений застроить этот парк многоэтажками и быстро получить деньги?»

А как же Юрий Сафонов, который утверждает, что отсудил у санатория дом, построенный НПО «Красный богатырь» для своих сотрудников и сотрудников санатория?

«Во всем доме живут только его родственники, — комментирует Царев жалобы Сафонова. — Он, главный инженер предприятия, сделал документы, стащил сюда своих родственников со всей страны. Поселил их в этом доме. Единственное, что не позволяет возбудить уголовное дело по факту подделки ордеров — это то, что вышел срок. Но если прокуратура обратит на это внимание, то в принципе это может стать предметом для разбирательств».

К заявлениям о давлении на семью и избиениях политик тоже относится скептически. «Наверное, если бы его избивали, он бы написал заявление [в полицию], — предполагает Царев.

– Я политик, у меня столько врагов. И если бы кто-то написал бы заявление, то нашлись бы враги, которые раздули бы это в СМИ, прислали бы сюда телекамеры. Засняли и показали бы по всем каналам. Когда его избили? Проведите [журналистское] расследование. За каждым утверждением должны быть какие-то факты».

Что касается платежек за коммунальные услуги, то, по словам Царева, многотысячные долги образовались оттого, что жильцы годами не платили за обслуживание территории. «Это — за три года, – говорит бизнесмен. – Они за что-то платят, за что-то не платят. Например, они заезжают на территорию, а у меня куча жалоб: не платят за парковку. Не платят за уборку территории вокруг домов. Где-то по 20 тысяч у каждого за три года накопилось долгов».

«До этого момента они платили исключительно за электроэнергию, –  утверждает Царев. – Причем платили по тарифам для частных лиц. А санаторию выставляют счета по тарифам для предприятий. Разница получается очень существенная».

Олег Царев считает, что ответственным за обеспечение живущих на территории санатория им. Кирова людей жильем лежит на муниципалитете Ялты. Они все стоят в очереди на улучшение жилищных условий, и должны получить квартиры от государства взамен временного жилья для сотрудников здравницы. Тем более, что большинство этих людей давно уже в ней не работают.

Тем не менее, выгонять на улицу владелец санатория никого не собирается. Так он говорит. Просто он хочет, чтобы люди жили лишь в тех комнатах, в которых прописаны — если их к этому принудит суд.

«Есть такие истории: человек жил в комнате общежития, рядом умер другой человек, прописанный здесь. Он захватывает его квартиру. Потом умирает еще сосед (здесь жили люди в основном старшего поколения), и он занимает его квартиру. И так он сейчас занимает целый этаж, хотя у него прописка на одну комнату.  Таких у нас сейчас два иска», – приводит пример бизнесмен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *