Севастополец разработал альтернативные маршруты «Большой Севастопольской тропы»

Севастополец разработал альтернативные маршруты «Большой Севастопольской тропы»

Любитель загородных прогулок и академик Академии военных наук, доктор технических наук, профессор Виталий Пучков просит городские власти обратить внимание на проект «Большая Севастопольская тропа». По его мнению, маршруты тропы необходимо пересмотреть для удобства туристов. Специалист самостоятельно разработал маршруты и предлагает ознакомиться с ними читателям.

Из письма в редакцию Forpost-Севастополь:

Те, кто интересовался рождением бренда «Большая Севастопольская тропа» (БСТ), помнят, с какой помпой в 2015 году раскручивался проект этой тропы, главным образом ее участка от Балаклавы до Ласпинского перевала. По нему водили всех, вплоть до губернатора, и потом с восторгом описывали это в СМИ. Создавалось впечатление, что никто из севастопольских туристов даже не подозревал о том, что есть отличные тропы, связывающие Балаклаву с Батилиманом и Ласпи, пока не приехали добрые люди и не открыли нам глаза.

Формально инициатором проекта «Большая Севастопольская тропа» вскоре после возвращения Севастополя в состав России выступила региональная общественная организация «Федерация альпинизма и скалолазания Севастополя». Но фактически этот проект самым активным образом продвигал Александр Железняк, который летом 2015 года возглавил в Правительстве Севастополя вновь созданный отдел Развития туристско-рекреационного потенциала нашего города. С самого начала своего правления Железняк организовал в средствах массовой информации мощную рекламу проекта БСТ, повсеместно повторяя, что его реализация позволит вывести городской туризм на мировой уровень. Декларированные характеристики БСТ впечатляли: 8 расположенных друг за другом основных маршрутов общей протяженностью 114 км и 40 вспомогательных маршрутов протяженностью 150 км. Знающие люди понимают, что для полноценного проектирования 48-ми маршрутов такого 250-километрового трека нужна длительная и трудоемкая работа. Каково же было удивление севастопольских туристов, когда 30 октября 2015 года вышло Постановление правительства Севастополя за подписью губернатора Меняйло, утверждавшее перечень приложенных к нему маршрутов, названных в комплексе Большой Севастопольской тропой. То есть весь грандиозный проект БСТ практически без обсуждения был создан за 3 месяца деятельности Железняка и «сотоварищей». Фантастика! Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это не столько фантастика, сколько «умение работать с литературными источниками». Однако речь пойдет не об авторстве проекта БСТ, а о самом проекте. Всего планируется опубликовать поочередно описания 8-ми следующих друг за другом однодневных маршрутов. Но это не значит, что все их нужно идти подряд 8 дней. Описанные маршруты можно идти по одному или в разных комбинациях. Ниже приведена их краткая характеристика.

Понятно, что, ознакомившись с этой статьей, никто не станет переделывать дорогостоящие паспорта участков БСТ, а также выкапывать и переставлять на новые места сотни так дорого обошедшихся городу навигационных столбов (они так и останутся стоять, как памятники Железняку и Меняйло). Но я надеюсь, что, последовав некоторым приведенным в статьях рекомендациям, туристы смогут с большей пользой провести в наших горах часть своего отпуска. Итак:

Первый день

В утвержденном проекте БСТ записано, что в 1-й день похода туристы должны пройти 18 километров – из Балаклавы до Ласпинского перевала через гору Аскети. При этом, судя по расстановке навигационных столбов, 1-я ночевка запланирована на туристической стоянке «Ласпи», до которой от перевала нужно идти еще около двух километров. Но это не столь важно. Главный недостаток маршрута 1-го дня в том, что он проложен вдали от побережья, хотя его можно было проложить вблизи от воды, что позволило бы туристам познакомиться с балаклавскими пляжами и несколько раз искупаться в течение дня. В жаркие летние месяцы это было бы очень приятно. Поэтому я предлагаю начать поход не с преодоления горы Аскети, а с перехода по основной Балаклавской тропе к Серебряному (Ближнему) пляжу, спуска на этот пляж и следования далее по такому маршруту: Серебряный пляж – Серая скала – Золотой (Дальний) пляж – вход в заказник Мыс Айя – Кабельный пляж – Блуждающий пляж – пляж Инжир – Командирский пляж – пляж Хван – родник Айязьма-Чокрак – Средняя полка – урочище Кокия – гора Кокия Кала, являющаяся вершиной мыса Айя (ночевка).

Единственным легко преодолимым препятствием на предложенном маршруте является Серая скала, разделяющая Серебряный и Золотой пляжи. Лазание по этой скале не требует никаких специальных навыков, так как на ее склоне много глубоких вымоин, по которым легко идти, как по ступеням. Прохождение 1-го участка БСТ по предложенному пути позволит туристам познакомиться с 7-ю красивейшими южнобережными пляжами Балаклавы, чего лишены те, кто будет идти по утвержденному маршруту через гору Аскети. Весьма интересна также ночевка на мысе Айя, откуда открываются неповторимые по красоте виды закатов и рассветов.

Второй день

Подобно маршруту 1-го дня можно улучшить и утвержденный маршрут 2-го дня – «От туристической стоянки Ласпи до Байдарского перевала». Значительная часть этого маршрута проложена по лесным дорогам и пустынной яйле, а красивейшие побережья  урочищ Батилимана и Ласпи остались «за кадром». Гораздо интереснее провести 2-й день на побережье и только на ночевку подняться на Байдарскую яйлу. В связи с этим предлагается следующий маршрут 2-го дня: мыс Айя – скала Куш-Кая (Птичья скала, 664 м. над уровнем моря) – Ласпинский перевал – Турецкая поляна – урочище Батилиман – урочище Ласпи – Бухта Мечты – Южнобережное шоссе – Храм Солнца – туристическая стоянка Солнечная (ночевка).

Спуститься с Ласпинского перевала на Турецкую поляну можно по живописной старой батилимановской дороге и ее срезкам. Далее спуск в урочище Батилиман продолжится по хорошей тропе, которая выведет к Батилимановскому пляжу, а затем сольется с прибрежной дорогой, идущей в бухту Ласпи к большому Ласпинскому пляжу. Достоинством предложенного маршрута 2-го дня является то, что, двигаясь по урочищам, можно любоваться дивными видами крымского южнобережья и купаться в море. Заканчивается прибрежная часть маршрута 2-го дня у «дикого пляжа» рядом с пансионатом Бухта Мечты, откуда нужно подняться на Южнобережное шоссе к остановке Ласпи, пересечь шоссе и продолжить подъем к Храму Солнца. Заночевать можно на туристической стоянке Солнечной, расположенной рядом с Храмом Солнца.

Третий день

Предлагаемый маршрут 3-го дня начинается от Храма Солнца. Чтобы не удлинять излишне маршрут, закончим его на турстоянке Чертова лестница. С учетом сказанного предлагаемый маршрут 3-го дня будет выглядеть следующим образом: Храм Солнца – радиальный выход на Ильяс-Каю (Скалу Ильи, 681 м. над уровнем моря) – Байдарская яйла – гора Челеби (Господин, 657 м. над уровнем моря) – Байдарский перевал – дом лесника на первом крутом повороте дороги к Форосской церкви – вершина горы Форосский кант – Мордвиновская дорога –  турстоянка Чертова лестница (ночевка).

Четвертый день

Предлагается начать 4-й день похода с радиальных выходов на Чертову лестницу и на мыс Кильсе-Бурун. Затем нужно будет спуститься по Капуркайской тропе в Байдарскую долину, пройти через село Родниковое, миновать Скельскую пещеру и лагерь Горный, после чего войти в нижний каньон реки Узунджи и разбить бивак на месте бывшей плановой турстоянки. Если позволит время, можно по пути к стоянке Узунджа осмотреть оборудованную Скельскую пещеру.

Пятый день

Предлагаемый маршрут 5-го дня начинается с перехода от турстоянки Узунджи в верховья Верхне-Узунджинского каньона, достопримечательностями которого являются исток реки Узунджи – родник Суук-Су (Холодная Вода) и 15-метровое ложе эфемерного (исчезающего) водопада с ручьем Биринджи-Су (Первая Вода). Из каньона нужно подняться в урочище Ай-Димитрий, затем пройти по плато урочища к дому лесника и метеостанции, пересечь ручей и по грунтовой дороге отправиться к памятнику бойцам Ак-Мечетьского партизанского отряда. Далее нужно идти по хребту Кордон-Баир (Сторожевой хребет), подняться на вершину горы Ирита-Кая и остановиться там на ночевку.

Гора Ирита-Кая (Крупная Скала, 777 м. над уровнем моря) весьма популярна у туристов, так как с нее открываются великолепные виды, особенно на Бельбекскую долину. А в конце апреля – начале мая эта гора покрывается ковром из ярко-красных горных пионов (воронков).

Шестой день

Предлагаемый маршрут 6-го дня выглядит следующим образом: Вершина горы Ирита-Кая – перевал Бечку (Кабаний перевал) – исчезнувшее село Истоки – долина Адым-Чокрак (Большой родник) – южный склон горы Мангуп – Свято-Благовещенский пещерный монастырь – Цитадель Мангуп-Кале – овраг Гамам-Дере (Банный овраг) – туристическая стоянка Мангуп (ночевка).

Предлагаемые маршруты двух последних дней (7-го и 8-го) кардинально отличаются от утвержденных, так как в данном случае исключены малоинтересные равнинные участки БСТ: «2-й кордон – урочище Горный ключ» и «урочище Горный ключ – Любимовка». В результате высвободились два дня для знакомства с уникальными объектами, не вошедшими в утвержденный маршрут Большой Севастопольской тропы, — пещерным городом Мангуп-Кале, Каралезскими сфинксами, древними крепостями, достопримечательностями Инкермана и т.д.

Седьмой день

Турстоянка Мангуп – село Залесное – Каралезские сфинксы – Эски-Керменское плато – Храм Трех Всадников – осадный колодец Эски-Кермена – пещерный город Эски-Кермен – столовая гора Топшан – 2-й кордон (ночевка).

Восьмой день

2-й кордон – 3-й кордон – Инкерман – Свято-Климентовский пещерный монастырь – крепость Каламита – Карьер – автобусная остановка «Втормет», с которой автобус №103 доставит нас на городскую автостанцию «5-й километр».

В завершение темы оценим туристическую привлекательность утвержденных Правительством последних участков БСТ, в частности, 8-го участка «Урочище Горный ключ – Любимовка», который я не включил в предлагаемый маршрут.

Поселок Любимовка известен практически всем севастопольцам, а урочище Горный ключ и одноименный родник – только туристам и местным жителям. Территориально урочище находится невдалеке от села Камышлы (Дальнее) и известного Камышловского моста. В долине между урочищем и Любимовкой расположены виноградники, поля помологической станции Всесоюзного института растениеводства (ВИР), разрушенные строения бывшей воинской части, огражденные запретные зоны в районе охраняемых опор Камышловского моста, заросшие ежевикой поля, болотца с гнилой водой, и т.д. Из достопримечательностей там есть руины имения, разрушенная церковь и раскопки. После великолепных горных троп с вековыми соснами и буками, дивных панорам и морских видов туристам вряд ли понравится последний походный день, когда им придется лавировать между перечисленными выше преградами по «убитым» полевым дорогам, проложенным в низкорослом дубово-грабовом лесу, а иногда и лезть через заросли.

Идею включения 7-го и 8-го участков в состав БСТ продвигал все тот же Железняк, стремившийся увеличить километраж тропы. Будучи уверенным, что вот-вот начнет функционировать аэродром «Бельбек» (тогда об этом много говорили и писали), он заявлял, что у БСТ есть еще одно неоспоримое преимущество – туристы могут отправляться в поход чуть ли не от трапа самолета, приземлившегося на Бельбеке (поблизости от Любимовки). Именно поэтому официальная БСТ вначале была направлена из Любимовки в Балаклаву. При этом маршруты первых двух дней похода были спланированы в равнинных районах, где туристы, по мнению Железняка, должны были за два дня похода набрать спортивную форму и акклиматизироваться.

Но жизнь расставила все по своим местам – горные участки БСТ неизменно вызывают у туристов большой интерес, а равнинные участки этим летом были практически не востребованы. Это и понятно, – кто же захочет жарким летним днем шагать 15 километров по пыльным степным  дорогам? И ради чего? 

Сейчас направление БСТ изменили на обратное (маршрут начинается в Балаклаве). В результате два названных выше равнинных участка оказались не в начале, а в самом конце Большой Севастопольской тропы в качестве никому не нужного балласта. Необходимость замены их интересными участками, на мой взгляд, вполне очевидна. Вот только кто будет выкапывать сотни навигационных столбов? Хорошо бы – авторы этого непродуманного проекта.

Академик Академии военных наук, доктор технических наук, профессор Виталий Пучков

От редакции Forpost-Севастополь

Проект «Большая Севастопольская тропа» нередко пытались «задушить» в самом зародыше местные власти. В свое время наиболее скандальное предложение о нововведениях на тропе прозвучало от экс-директора Корпорации развития Севастополя Олега Николаева. Не вложив в благоустройство тропы ни копейки, не сумев найти инвестора для ее развития, одиозный политик предложил «монетизировать» «Большую Севастопольскую тропу», то есть, взимать с туристов деньги за ее посещение.

«Корпорация развития Севастополя придумает, как монетизировать этот бизнес. Дальше этот опыт мы готовы распространить и внедрить на территории всей Российской Федерации», – рассказывал год назад Николаев.

Реализовать свою идею он предлагал, опираясь на опыт США. Там, по его скромному подсчету, национальные парки приносят в местные бюджеты порядка 60 миллиардов долларов налогов. В такую же «выкачку денег» он хотел превратить и «Большую Севастопольскую тропу», чтобы туристы, приезжающие в Севастополь, платили за каждый свой шаг на экомаршруте. С таким же успехом Николаев мог бы предложить монетизировать море и воздух: главное, чтобы люди деньги платили.

К счастью, его предложение в Правительстве Севастополя проигнорировали, а позже и самого Николаева уволили с должности. Сегодня на «Большой Севастопольской тропе» устанавливают информационные центры, где работают консультанты по прохождению данного маршрута. Тем временем, альтернативные пути маршрутов «Большой Севастопольской тропы» от профессора Виталия Пучкова Forpost-Севастополь будет публиковать каждую субботу. Описание первого подробного маршрута выйдет 15 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *