Ученые Севастополя против бетонных берегов Херсонеса

Такое берегоукрепление они считают варварским.

Ученые Севастополя против бетонных берегов Херсонеса

Вопрос о берегоукреплении Херсонеса назрел давно: море подбирается всё ближе к древнему городу на земле Севастополя. Недавно в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» прошло рабочее совещание, на котором обсуждалась подготовка к организации волногасящих мероприятий.

Медленно, но неуклонно

Романтик мог бы сказать, что даже море благоговеет перед древними стенами Херсонеса и по мере сил бережёт его от разрушения. Прагматик наверняка найдёт другое объяснение, но факт в любом случае остается фактом: наступление моря на берега Херсонеса идёт не так быстро, как на другие, расположенные совсем неподалёку участки суши.

По оценкам учёных, за два последних тысячелетия море отобрало у древнего города полосу земли шириной не менее 50 метров. Причём здесь сказались сразу несколько факторов: и повышение уровня Чёрного моря, и тектоническое погружение суши, характерное для побережья Крыма, и, конечно, разрушающее действие волн. По некоторым оценкам, море поглотило до четверти площади города. При этом на Северной стороне Севастополя есть участки, где около 50 метров суши потеряно всего за сто лет. Однако это не повод успокаиваться: ведь речь идёт о бесценном памятнике культуры, занесённом в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

О том, как спасти Херсонес, не навредив ему в процессе спасательной операции, мы говорили с доктором географических наук, ведущим научным сотрудником отдела гидрофизики шельфа Морского гидрофизического института РАН Юрием Николаевичем Горячкиным.

Общая протяжённость морской границы Херсонесского городища составляет около 1800 метров. Большая часть береговой линии — обрывистые клифы, преимущественно известняковые. Защитить берег, говорит Юрий Николаевич, могли бы пляжи, но клифы почти на всём берегу подходят прямо к урезу воды. Да и там, где пляжи всё-таки есть, их ширины явно недостаточно для того, чтобы погасить энергию штормовых волн. Кроме этого, во время сильных штормов клифы подвергаются интенсивной бомбардировке крупными камнями, что усиливает разрушающее воздействие волн. В результате повсеместно образуются волноприбойные ниши, которые ускоряют разрушение берегов.

«В результате абразии берегов произошло частичное разрушение таких широко известных памятников, как Уваровская базилика и шестистолпный храм. Во время сильных штормов верхняя отметка заплеска волн часто достигает символа Херсонеса — средневековой базилики. Море наступает: за последнее столетие скорость отступания берегов на северном участке городища составляет до 0,2 м в год. А максимальная скорость, зафиксированная в районе Уваровской базилики, больше в два раза», — рассказывает Горячкин.

Невидимые защитники

Разговоры о необходимости защитить Херсонес велись ещё в украинские времена. ЮНЕСКО, принимая решение о его включении в Список всемирного наследия, назвала берегоукрепление первоочередной задачей. В 2011 году киевской проектной организацией был разработан проект, согласно которому берега Херсонеса следовало заковать в бетон. Но севастопольские учёные были уверены: бетонирование обезобразит и фактически убьёт памятник культуры. Во всём мире, говорит Юрий Горячкин, стремятся уйти от подобных методов решения проблем — бетонные берега давно уже никого не привлекают. Люди изо всех сил пытаются сохранить природные ландшафты, насколько это возможно, даже если это обычный курортный посёлок. А тут — Херсонес!

Этой уверенности учёные не утратили и сегодня. При этом они никогда не забывали о существовании принципа «отвергаешь — предлагай». Альтернативное предложение было сформировано на основе целого комплекса исследований. Учесть, подчёркивает Юрий Николаевич, нужно и рельеф дна, и особенности воздействия штормов, и многие другие факторы. Не обойтись и без методов математического моделирования: берегоукрепительные мероприятия, проделанные наобум, могут вместо ожидаемой пользы причинить серьёзный вред.

Учёные МГИ РАН предложили создать систему подводных волноломов, которые будут располагаться на некотором отдалении от берега и на облике Херсонеса абсолютно не скажутся. При этом высоту и силу волн, как показали исследования, можно уменьшить в разы.

«Подводные волноломы снизят энергию волн, а значит, и риск разрушения берегов Херсонеса. Но здесь есть свои тонкости — при определённых условиях они сами могут усиливать воздействие волн. Поэтому подобрать их конфигурацию, размеры, определить место их расположения надо так, чтобы снизить воздействие волн максимально. Поэтому мы проигрывали самые различные варианты и предложили несколько решений. Конечно, пока это лишь предварительная проработка. Кроме этого, мы предлагали увеличить ширину существующих пляжей путём их отсыпки местным материалом, который можно взять в окрестностях Севастополя — он лучше всего закрепляется и не искажает естественного вида берега», — говорит Горячкин.

Если делать, то с умом

Однако сторонники бетона, как показывает жизнь, от своих планов отказываться не спешат. В частности, мнение о необходимости забетонировать берега высказывалось летом этого года на страницах одной из севастопольских газет. Говорил об этом сотрудник Института востоковедения РАН Виктор Лебединский. К счастью, возможность изложить свою точку зрения была предоставлена и севастопольским учёным. Это произошло около недели назад прямо в Херсонесе, где состоялось совещание, посвящённое согласованию технического задания на комплекс исследований «для принятия проектных решений по организации волногасящих мероприятий в акватории моря и снижение подмыва берегового клифа в районе Херсонеса».

Совещание проходило под эгидой Министерства культуры. Кроме учёных Морского гидрофизического института РАН, в нём приняли участие их коллеги из Института морских биологических исследований РАН, представители Севприроднадзора, ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», ООО «Инжзащита» (Ялта), проектной организации «Морские берега» (г. Сочи) и, конечно, самого музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Разговор, по словам Юрия Горячкина, получился конструктивным. Радует и сам факт приглашения к обсуждению проблемы учёных. Кому-то радость по этому поводу может показаться слишком сильным чувством, но повод для него есть: к сожалению, это едва ли не первый случай, когда представителей научного сообщества привлекают к решению задач по формированию комфортной, безопасной и разумной городской среды.

«Больше всего мы боимся, что тендер на проектирование выиграет организация из, условно говоря, Якутска или Брянска, которая будет применять в Херсонесе свой опыт борьбы с вечной мерзлотой или болотистой местностью», — шутит Юрий Николаевич.

Вовсе не хочется обидеть специалистов из других регионов, среди которых наверняка много блестящих профессионалов. Но у каждого региона своя специфика, и история с мониторингом оползней, которым в Севастополе и Крыму занимается не знакомая с местными проблемами организация, не даёт повода для благодушия. Однако вернёмся к вопросу о том, может ли мнение учёных поспособствовать созданию красивого и комфортного городского пространства.

Чуть меньше года назад мы подробно беседовали с Юрием Горячкиным и его коллегой Владимиром Удовиком о том, что и как нужно сделать на севастопольских пляжах, чтобы работа по их благоустройству не превращалась в пустую трату денег. Увы — даже во время реконструкции парка имени Анны Ахматовой все рекомендации учёных были проигнорированы. Там, где ещё недавно был песок, теперь уложена уже надоевшая всем плитка, и ширина пляжа не оставляет надежды на то, что берег надёжно защищён от воздействия волн. А ведь перенести на 15-20 метров парапет, за которым лежал золотой песок, по словам сотрудника МГИ РАН Владимира Удовика, проектантам советовали не только учёные, но и местные жители. Но их, к сожалению, не услышали — видимо, просто не захотели. Спустя некоторое время и определённое количество штормов, которые при силе 5–7 баллов легко перехлёстывают через парапет, плитка наверняка окажется разбитой — и всё придётся начинать сначала. Причём, как повелось, в пожарном порядке, то есть наверняка с большими затратами и худшим качеством. Или нам не жалко?

Честное слово, иногда неразумные действия городских властей напоминают поведение несведущего в медицине человека, который принципиально не ходит к врачам и таблетки выбирает по принципу «подешевле» и «поярче». Очень хочется надеяться, что берегоукрепление Херсонеса будет проведено с умом, на основе научных данных и мнения учёных. Когда-то же мы должны научиться делать выводы. Особенно если речь идёт о таком сокровище, как древний Херсонес.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *