Противодействие эмиграции христиан со стороны крымских властей

Суворов одобрял просьбы греков, ибо хотел увеличить численность россиян на юге, но его беспокоила враждебная реакция хана, о чем предупреждал Прозоровский накануне своего отъезда. Переговоры с христианами велись тайно, но вечно скрывать их было невозможно, и когда митрополит дал Суворову свое окончательное согласие, Шагин-Гирей уже обо всем знал (вероятно, ему проболтались армянские священники). 18 июля 1778 г. хан переслал русскому резиденту в Крыму донесение об этом своего капитджи-баши («начальник дворцовых привратников», старший офицер) в Козлов (Евпатория).

Протесты хана и крымских властей против переселения их христианских подданных были правомерны. Как уже отмечалось, у Крымского ханства имелись хорошие юристы. Они приняли активное участие в обсуждении судьбы христиан.

Восточная витиеватость, в которую крымское правительство облекло свой протест, сделав вид, будто не верит этим планам, не должна вводить в заблуждение: процесс подготовки ухода людей начался, и он глубоко задел крымчан. 21 июля 1778 г. Шагин-Гирей направил через своего вицецеремониймейстера первое послание Суворову, требуя отказаться от этого. Суворов вежливо отказал. На следующий день хан отправил ему второе письмо, где заявил, что никогда не видел от русских подобного. Суворов опять был вежлив, но непреклонен.

Хана сильно задело такое отношение. По выражению Суворова, «изнуряемый гневливостью», он покинул столицу и расположился лагерем в ее окрестностях, под предлогом болезни несколько дней отказываясь принимать российского резидента. Когда же он наконец соблаговолил это сделать, Константинов обратил внимание, что у хана было «полусмертное» лицо.

Но желание хана припасть к ногам императрицы уже ничего не могло изменить. Крымское правительство попыталось убедить Суворова отсрочить отъезд христиан, но генерал был категоричен. После этого в Крыму решили, что впредь в обращениях к императрице нужно не критиковать план русских, а попытаться свести к минимуму его отрицательные последствия. Посланные Крымом в Санкт-Петербург двое мирз должны были попросить не переселять в Россию христиан, пожелавших остаться в Крыму: ханские власти надеялись оказать давление на колеблющихся. Свою просьбу они представили Панину 15 августа 1778 г. Но граф не торопился на нее реагировать и лишь через три месяца передал ответ, адресованный «христианскому обществу». В нем содержалось повторение аргументов Суворова и Константинова892 и за путаными и сбивчивыми фразами этого письма просматривался вывод: переселение христиан не нарушает суверенитета Крыма, ибо русское правительство исходит из гуманных интересов. Этот последний аргумент был малоубедительным, ведь русские сами признавали, что крымским христианам ничего не угрожало — они веками жили мирно, и то, что крымские власти всячески старались их удержать, говорило само за себя. Но какими бы слабыми ни были аргументы Панина, он давал понять, что решение по христианам уже принято. В тогдашних условиях хан не мог перечить воле русских.

Заметка: если вы собрались посетить Ялту, то вы можете подобрать увлекательные экскурсии на этом сайте. На Туристер.Ру вы также сможете заказать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *