Столкновение брендов: зачем российские власти патентуют крымские продукты

Столкновение брендов: зачем российские власти патентуют крымские продукты

Российские власти Крыма готовят регистрацию торговых брендов, среди которых «Крымская лаванда», «Крымское эфирное масло», «Крымский нарзан» и «Крымская минеральная вода». Речь идет о «наименовании места происхождения товара» – когда продукция уникальна для своего региона и узнаваема за его пределами.

Ранее российский глава Крыма Сергей Аксенов на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации России рассказал об инициативе крымских производителей косметики, продуктов и минеральной воды зарегистрировать свои бренды. Тем не менее, по словам Аксенова, в этом деле возникли определенные трудности, в частности, производители минеральной воды подали документы в марте и не закончили регистрацию до сих пор.

Какие уникальные бренды уже зарегистрировали в Крыму, рассказала телеканалу «Крым 24» зампредседателя российского Совмина Крыма, министр финансов полуострова Ирина Кивико:

«Бренд может дать узнаваемость всероссийскую, это увеличивает капитализацию компании, что однозначно выгодно любому бизнесмену… Всего на сегодня зарегистрировано чуть более 150 НМПТ. Из крымских компаний уже три: «Магарач», «Новый свет» и «Меганом». Но еще в процессе регистрации находятся «Крымская минеральная вода» и «Крымский нарзан». Сергей Аксенов высказался за ускорение процедуры, потому что с «Крымской минеральной водой» уже более полугода получают заключения Министерства здравоохранения России, других компетентных органов. Все это происходит в Роспатенте по правилам для всей страны, поэтому просили внести изменения и ускорить. Крым вышел с инициативой по географическому указанию – это даст нам возможность зарегистрировать и «Сакскую грязь», и «Крымский мед». Как бренды они не защищены».

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отмечает, что к регистрации НМПТ нужно подходить взвешенно.

– Есть вопрос, насколько это необходимо и окупятся ли траты. Далеко не все регионы регистрируют свой бренд и закрепляют за собой право пользования. Этим занимаются, когда есть некий товар, который может выпускаться в других регионах, например, «Вологодское масло». То есть когда продукция широко известна за пределами региона, ее подделывают или выдают нечто другое за этот известный бренд. Конечно, тогда стоит заниматься регистрацией НМПТ. Возможно, именно с мерами защиты связано прозвучавшее на заседании Совета Федерации пожелание вывести это на некий федеральный уровень, чтобы единый орган в рамках всей России занимался отслеживанием соответствия брендов. Пока что это больше проблема региона – искать нарушения в этой сфере.

Бывший президент Торгово-промышленной палаты Крыма Александр Басов считает, что российские власти Крыма зря надеялись на быструю регистрацию местных брендов.

– Я так понимаю, Сергея Аксенова не устраивают сроки регистрации, но патентный поиск может затягиваться на годы. Когда мы регистрировали свой товарный знак в Институте промышленной собственности Украины, процесс занял четыре года. А Аксенов подал весной и к концу года хочет получить – это просто нереально. Надо посмотреть, изучить, нет ли подобных зарегистрированных знаков, чтобы потом не было судебных разбирательств. Эту регистрацию проводят не во время выхода на рынок, а уже когда предприятие хотело бы защитить свою долю рынка, чтобы его продукция позиционировалась и отличалась прежде всего от других подобных производителей. Меня очень покоробил «Крымский нарзан» – есть оригинальное название «Нарзан», эта вода добывается в России еще с конца 19-го века. Никогда в жизни Роспатент не зарегистрирует подобное.

По мнению эксперта, было бы больше смысла регистрировать крымские бренды с конкретным указанием на регион полуострова – например, «Соль крымская сакская», чтобы словосочетания были уникальными.

– Такой бренд будет четко ориентировать покупателя в той продукции, которую он хотел бы приобрести. Вообще, значительная часть контрафакта с названием «крымский» поступает из России. Я с этими случаями сталкивался, когда, например, на месте бывшего молочного завода на полуострове сидит организация, но производит продукцию в разных российских областях. А на этикетке написано, что она крымская. Когда внимательно вчитываешься, оказывается, что даже близко не в Крыму это было произведено.

Украинский юрист и патентный поверенный Виктор Гладченко говорит, что регистрация крымских брендов приведет к их дублированию.

– Это означает вытеснение украинского производителя. Если правообладатель не использует бренд в течение трех лет, то его можно лишить этого права. В случае с наименованиями места происхождения товара это один год. Так что это вытеснение, наведение порядка и переход многих брендов от украинских правообладателей к российским. Но это внутреннее дело, потому что выйти легитимно с заявкой из Крыма на международный уровень нельзя, возникнут противоречия. Происходит столкновение брендов: есть зарегистрированный в России и зарегистрированный в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *