Графской пристани и Памятнику затопленным кораблям в Севастополе «светит» реставрация

Графской пристани и Памятнику затопленным кораблям в Севастополе «светит» реставрация

Как светлое будущее города будет строиться на костях его истории.

Главные символы Севастополя – Графская пристань, Памятник затопленным кораблям, Приморский бульвар – в числе нескольких десятков других объектов культурного наследия могут быть отреставрированы по «персональной» программе развития города. Об этом ForPost сообщил начальник управления по охране культурного наследия Севастополя Михаил Рязанцев. По его словам, всего в заявке управления – 40 объектов.

«В этот список вошли Графская пристань, Памятник затопленным кораблям, Приморский бульвар, фортификационные сооружения, в том числе – Южный и Северный форт в Балаклаве. Это объекты в центральном городском кольце, в том числе – объекты монументальной пластики», – сообщил Рязанцев.

Кроме того, в этом реставрационном списке – Свято-Никольский собор на мемориальном Братском кладбище на Северное стороне и сами памятники на могилах героев 1 обороны города.

«В прошлом году представители РПЦ – севастопольского благочиния – отправляли свои заявки на участие в федеральной целевой программе, но их не поддержали почему-то. В этом году такие заявки будем отправлять мы. Надеемся, что финансирование выделят. Сами понимаете, что реставрация всего Братского кладбища – это очень и очень значительные деньги, которые вряд ли одноразово могут быть где-то изысканы», – уточнил Михаил Рязанцев.

Напомним, в апреле этого года Владимир Путин поручил создать отдельную национальную программу развития Севастополя.

Денег нет, есть меценаты

Вопрос о реставрации Братского кладбища и о том, что в бюджете города нет средств, необходимых на реставрацию охраняемых объектов, сегодня встал на конференции по сохранению культурного наследия Севастополя». Её приурочили к Международному дню охраны памятников.

В качестве примера масштабности необходимых затрат директор мемориального комплекса «35-я береговая батарея» привел возглавляемый им музей.

«Если бы сегодня наш музейный комплекс передали городу, на него пошло бы не менее 30% бюджета управления культуры. Для этого пришлось бы закрыть сельские клубы и так далее», – сказал Валерий Володин.

Он отметил, что общественным организациям, берущим под опеку какие-то объекты, например, фортификационные батареи, пока нужно рассчитывать только на себя.

«У города своих денег нет, ну нет. Вот когда мы возродим промышленность, экономику, и когда у нас из 100% бюджета будет хотя бы 80% своих, тогда мы сможем об этом говорить. А пока – дай Бог, если найдется какой-то меценат и чем-то поможет», – заявил он, уточнив, что бесплатный доступ в музей "35-я береговая батарея" остаётся принципиальной позицией его создателей.

За периметром

Не всем желающим поделиться информацией о сохранении культурного наследия города удалось высказаться на конференции – трём ее прошлогодним участникам отказали в праве участия в этом году. За дверью остались члены Общества охраны природы, памятников, прав человека и исторического наследия, в том числе — непримиримые бойцы за сохранение исторических объектов и за качество реставрационных работ Анатолий Пряшников и Анатолий Туманов.

«Их доклады не соответствовали теме конференции, поэтому их мы пригласим на круглый стол, который хотим провести ближе ко Дню города, он будет больше по проблемам», –объяснил Михаил Рязанцев.

В ответ члены общества написали весьма эмоциональное открытое письмо, в котором обвинили главу управления охраны объектов культурного наследия в том, что его работа «в рамках полномочий» ведет к попустительству в разрушении исторических объектов. Свои претензии к ведомству Анатолий Пряшников изложил в прямом эфире программы "Почти полдень".

Шило в мешке

Тем не менее, часть проблем, которые непременно подняли бы нежеланные гости, прозвучала из уст других участников.

Известный ученый-архитектор из Москвы, профессор МАРХИ и сотрудник Института развития СевГУ Елена Овсянникова очень деликатно указала на грубые ошибки в «паспортах» даже самых знаменитых зданий Севастополя (как выяснилось, в них пренебрегли даже имеющейся в распоряжении ведомства информацией о создателях) и в экспертной оценке улицы Ленина, выполненной ООО «ГУАР». Елена Борисовна высказала – явно не для проформы – искреннюю готовность помочь исправить «недочёты». Рассчитывать можно не только на неё, но и на её единомышленников, уточнила она.

О проблеме границ охраняемых объектов и о том, как светлое будущее города строится на костях его истории, заявил заместитель командира Добровольной народной дружины Севастополя Виктор Миронов.

«Сегодня грандиозные проекты развития Севастополя не учитывают сложившегося неповторимого облика города и могут привести к полной потере и уничтожению как исторического облика, так и памятников. И в этом случае ответственность ляжет на плечи власти и общественности», – отметил он.

Отсутствие охранных зон исторических объектов дает возможность бизнесу беспрепятственно «залазить» на их территорию, разрушать и вести застройку, срывая памятники, настаивает защитник истории.

«Мы уже никогда не увидим Николаевскую батарею, Александровскую, Павловскую, в плачевном состоянии другие батареи. По нашему мнению, проблема заключается в нерасторопности государственных структур, призванных выявлять и охранять эти объекты, а также отсутствие коммуникации между этими структурами и общественностью», – продолжил общественник.

В качестве наглядного примера Миронов привел строительные работы на месте 54-го механического завода на мысе Хрустальном, начатые до проведения археологической экспертизы и получения необходимых актов обследования. Напомним, это стало причиной разрушения уже имеющегося объекта культурного наследия и повреждения неожиданно обнаружившегося под землей исторического объекта.

«Сначала идет варварский демонтаж строений, затем пробуждается общественность. Но сначала должны быть исследования, затем – реализация проекта. В городе хватает для этого и специалистов, и общественников», – напомнил он.

Но, видимо, кто-то считает, что в городе-герое Севастополе и так слишком много охраняемых объектов. На них бы сил и средства найти.

Предыдущая новость: