Болото вместо пляжей: как добыча песка убивает курорты в западном Крыму

Добыча песка в акватории Бакальской косы может полностью уничтожить знаменитые местные пляжи. Кромка берега в селах, расположенных рядом с заповедником, уже затянута гниющими водорослями, отпугивая туристов. Спасти некогда белые пески от полного уничтожения может только создание национального парка и полный запрет на разработку недр. Но в Минэкологии Крыма разводят руками: лицензию на добычу песка давали федералы.

Болото вместо пляжей: как добыча песка убивает курорты в западном Крыму

Жители села Стерегущее, обеспокоенные заболачиванием и исчезновением пляжей в Западном Крыму, создали интернет-петицию, адресованную президенту РФ Владимиру Путину. Они призывают запретить добычу песка в районе заповедника «Бакальская коса», включающего в себя не только саму косу, но и Бакальское озеро с целебными грязями и прибрежный аквальный комплекс.

Авторы обращения отмечают, что большая часть косы уже исчезла, а на ее месте образовалась огромная промоина, изменившая подводные течения. «Это повлекло за собой загрязнение Бакальской бухты и прилегающего побережья морской травой и мусором.

В результате прекрасные, экологически чистые песчаные пляжи села Стерегущего стали непригодны для отдыха, и превратились в болото», — говорится в петиции.

Сложившуюся ситуацию отчетливо иллюстрирует видео

В Советское время пляжи западного Крыма щадили, но во времена Украины в районе заповедника «Бакальская коса» ударными темпами стартовала добыча песка. Когда природные богатства были отданы на растерзания разработчикам, площадь пляжей в районе Бакальской косы и на берегу Каркинитского залива сократилась.

Ученые тогда били в набат, но бизнес не отступал. Ситуация не изменилась и с приходом России.

Как сообщил нам источник в администрации Раздольненского района, местные власти неоднократно обращались во все компетентные инстанции с требованием прекратить добычу песка в районе Бакальской косы, но в ответ получали лишь отписки о том, что контракты законны и нет оснований для их расторжения.

В Министерстве экологии Крыма «Примечаниям» заявили, что разработкой шельфа занимается юридическое лицо, однако назвать его отказались. По словам заместителя министра экологии и природных ресурсов РК Ольги Славгородской, республиканское экологическое ведомство на ситуацию не влияет, так как лицензии на эту разработку шельфа выдают федералы.

«Недропользование осуществляется юридическим лицом,- заявила замминистра. — Лицензия выдавалась правительством Российской Федерации. Поэтому мы не уполномочены на предоставлении информации о наименовании юридического лица».

Славгородская говорит, что недавно глава Крыма Сергей Аксенов обратился в правительство РФ с просьбой проверить целесообразность разработки шельфа в районе Бакальской косы. «Ответа от федералов пока не поступало», – заключила Славгородская.

Свои опасения высказывают не только местные жители, которые из-за заболачивания прибрежной территории потеряют практически единственный заработок — туристов, но и ученые, предупреждающие, что под угрозой оказалась вся экосистема Черного моря.

Как подтвердила заведующая лаборатории фиторесурсов Института морских биологических исследований имени Ковалевского РАН, председатель общественного совета при Севприроднадзоре Наталия Мильчакова, морская прибрежная акватория у поселков Стерегущее и Поповка действительно из рекреационной зоны превращается в болото. По ее словам, процессы, связанные с добычей ресурсов в шельфовой зоне Каркинитского залива, грозят не только превращением региона в депрессивный район, но исчезновением пока только формально охраняемых территорий, отчего пострадает вся экосистема.

В акватории Черного моря под Одессой уже практически исчезло «Большое филлофорное поле Зернова», несмотря на то, что оно являлось ботаническим заказником. Теперь его участь может постигнуть и «младшего брата» — заказник «Малое филлофорное поле», расположенное в Каркинитском заливе — практически единственное на сегодня в Черном море скопление неприкрепленной филлофоры, занесенной в Красную книгу РФ, Крыма и Севастополя.

Чтобы приостановить опасную тенденцию, необходимо создавать морской национальный парк, рекомендует Мильчакова.

«Необходимо создать аналог морского национального парка, как в Арктике, — рассказала эксперт. — В него должна войти вся акватория Черного моря под юрисдикцией РФ. Должны быть выделены зоны строгой заповедности и охраны, поскольку здесь находятся биотопы многих краснокнижных животных и растений. Только создание такого парка и соединение всех природных территорий Каркинитского залива и Бакальской косы в одно целое, поможет выработать план по сохранению уникального биологического и ландшафтного разнообразия экосистемы залива. Так как природоохранная деятельность национальных природных парков более действенна, чем природных заказников и памятников природы».

Биолог подчеркивает, что этот комплекс мер позволит приостановить добычу песка и другую хозяйственную деятельность в акватории региона, наносящую ущерб природным комплексам.

В связи с этим добычу песка необходимо запрещать не только в акватории Бакальской косы, но и в акватории всего Каркинитского залива. «Вопрос одной Бакальской косы не решит всей проблемы, которую мы видим во всей прибрежной зоне этого региона», — заключила Мильчакова.

«Разработка усиливает процессы разрушения и размыва Бакальской косы, — говорит эколог Виктор Тарасенко. — Это необходимо заканчивать и проводить берегоукрепительные меры. Иначе на перспективу у нас останутся голые скалы обросшие слизью и мхом».