США отправляют ВМФ РФ в каменный век

Кто в России несет ответственность за развал судостроительной отрасли

  


Фото: Zuma/TASS

В Соединенных Штатах назван получатель престижной премии CIO 100 за 2019 года журнала Chief Information Officer — («Директор по информационным технологиям»). Лауреатом стала корпорация Newport News Shipbuilding (NNS), которая строит авианосцы класса «Форд» и является одним из двух поставщиков субмарин для ВМС США. В награждении сказано «за принятие бизнес ориентированных IT стратегий при интеграции современных технологий в судостроение».

Учитывая, что NNS представляет собой главную судостроительную компанию в оборонном комплексе ВМС США, эта новость, без всякого сомнения, является тревожным сигналом для безопасности России. Конечно, наша страна прикрыта от прямой агрессии ядерной триадой, однако было бы большой ошибкой приуменьшить стратегическое значение американских авианосцев и подлодок.

NNS разработала цифровые рабочие пакеты для авианосца «Энтерпрайз» (CVN 80), который станет первым кораблем, построенным полностью по безбумажным документам, и готовит к переходу на «цифру» производство новейших субмарин класса «Колумбия». Данные из компьютеризированных чертежей корабля уже поступают в транспортные и сварочные роботы, а также в машины раскройки и гибки листового металла. Автоматизирована и сборка блоков кораблей.

На эти цели было потрачено $ 152 млн., или по паритету покупательной способности 10 млрд. рублей — копейки по сравнению, например, с тратами на «электронное правительство» в Российской Федерации.

В пояснении к награждению отдельно сказано, что Newport News Shipbuilding получает особое признание за использование стратегий управления технологическим бизнесом с целью повышения прозрачности затрат и укрепления доверия.

Чтобы было понятно, как это важно, приведем несколько цифр: внедрение цифрового проектирования и управления позволит снизить стоимость авианосцев класса «Джеральд Форд» с $ 10 млрд. до $ 6 млрд. (на 40%) и существенно сократить сроки строительства. Инженеры NNS при заказах сразу двух носителей готовы вводить в строй по одному кораблю каждые три года.

Экономия достигается не только благодаря оптимальному управлению и логистике, но и за счет предупреждения коррупции. Если в «нулевых» годах на крупнейшей верфи США то и дело вспыхивали скандалы с подменой металла и комплектующих, то сейчас «цифра» мешает менеджерам среднего звена делать своей маленький гешефт.

Любопытно, что Джеймс Гиртс, главный представитель Пентагона по закупкам для флота, подчеркнул, что цифровой дизайн обеспечит прямую экономию на 20% по сравнению затратами на строительство первого авианосца класса «Форд».

Получается, что в зарегулированной Америке непроизводственные финансовые потери военно-морской программы США могут достигать 20% казенных денег, которые «испарялись» от неэффективного управления, плохой логистики и воровства в виде «хитрых бизнес схем».

Даже если представить, что в России сопоставимы масштабы бардака в судостроении и коррупции, ставшей, увы, «национальным видом спорта», (ведь наши менеджеры учились у заокеанских), то можно примерно прикинуть сумму ушедших на отечественных верфях в песок бюджетных денег. Учитывая, что в рамках Государственной программы развития вооружений ГПВ-2020 предполагалась выделить 5 трлн., из которых 47% предназначалось на строительство новых кораблей, то речь может идти о 800−900 млрд. рублей, мягко говоря, неэффективно используемых. Это первое.

Второе и самое плохое для России — технологии NNS, по сути, отбрасывают наше военное судостроение в каменный век. Переход на цифровое проектирование и строительство боевых кораблей в США открывает перед американцами новые возможности. За океаном многие важнейшие программы были закрыты, только потому, что стоили заоблачно дорого и имели проектные ошибки, исправить которые также было накладно. Теперь это уходит прошлое.

Кроме того, американские корабли, как и наши, кстати, часто и долго ремонтируются, что тоже оттягивает на себя дополнительные ресурсы. Зачастую причина кроется в плохом качестве металла, покрытий и сварки. Чтобы уйти от обозначенных проблем, NNS внедрило цифровое лазерное и рентгеновское сканирование.

Здесь, оказывается, очень важен как реальный профессионализм топ-менеджеров, так и истинный заводской патриотизм. В частности, Бхарат Амин, вице-президент и главный информационный директор NNS, комментируя переход на «цифру» сказал: «Я горжусь своей командой за то, что она помогает изменить мир и наделяет судостроителей возможностями создавать современные военные корабли с помощью завтрашних технологий. Это захватывающее время». Он, как и остальные топ-менеджеры NNS, всю жизнь прожил в городе Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния), у него нет квартиры в Вашингтоне, и тем более за границей.

Много ли у нас таких директоров, которые не живут на два, а то и на три дома, не имеют счетов в офшорах?

Третье — цифровое проектирование делает простым и понятным переход на новые станки, роботы и прессы, то есть предопределяет модернизацию всей отрасли судостроительного машиностроения.

Как известно, поверхность корпуса корабля представляет собой сложную 3D криволинейную поверхность, что с одной стороны, становится источником «конфликта» между проектировщикам и строителями, а с другой, — перегружает верфь дорогостоящим ручным трудом дефицитных сварщиков. Чтобы закрыть это пробел, требуется создать парк специальных машин с ЧПУ и роботов. Опыт других стран, таких как Корея и Китай, показывает, что задачи эти решаемы, причем достаточно быстро — были бы оцифрованы проекты судов.

Конструкции гибочных машин и гидравлических прессов для трехмерного формования толстостенного листового металла подробно описаны в технической литературе. Если разобраться, нет ничего сложного и для создания сварочных роботов и больших манипуляторов для сборки отдельных корабельных блоков. Напомним, Советский Союз был лидером по автоматической сварки в годы Второй мировой войны. Тогда благодаря новым технология удалось поставить на конвейер производство легендарного танка Т-34.

Четвертое — по мнению издания Defense One, «в (американском) ВПК цифровые технологии распространяются за пределы судостроительной отрасли. Корпорация Boeing использовала их для разработки нового учебного самолета Boeing-Saab для ВВС. С момента подписания контракта до первого сертифицированного полета прошло три года — темпы, невероятные для создания новых видов вооружения.

В этом плане странно как-то выглядит первоочередной переход в нашей стране на «цифру» Госуслуг, ведь самая простая логика «кричит», что начинать надо было с тех областей, где достигается максимальный эффект. По идее, это и «юристам» из правительства должно было быть понятно.

Никто не спорит, что «электронное правительство» имеет свои плюсы, однако грамотное правительство сделало бы сначала ставку на разработку IT-технологий в реальной экономике, в том же судостроении. Времени в «нулевых» было предостаточно, что позволило бы сегодня сохранить для казны огромные ресурсы. Но вместо этого кабмин Медведева пошел другой дорогой и потратил драгоценные годы и деньги на то, чтобы как можно больше людей уволить из различных бюрократических контор.

Стратегический это подход? Вопрос, увы, риторический.

Военные технологии: «Почему русские не правы, когда критикуют F-35»

Военные новости: Новый российский штурмовик оснастят искусственным интеллектом

Источник Svpressa.ru