Кто оплатит льготный проезд в Севастополе?

Система компенсации бесплатного проезда льготников в общественном транспорте Севастополя, начавшая действовать в апреле нынешнего года, предусматривает неограниченное количество поездок для имеющих право на льготы граждан. Перевозчики опасаются, что заложенные на эти цели в бюджете средства могут скоро закончиться. Между тем в городах соседей России льготным категориям пассажиров в основном предоставляется фиксированное количество поездок в течение месяца.

Кто оплатит льготный проезд в Севастополе?

Система компенсации бесплатного проезда льготников в общественном транспорте Севастополя начала действовать 11 апреля 2019 года. Она предполагает перечисление средств из городского бюджета на счет перевозчика в течение месяца, следующего за «отчетным периодом», и с учетом каждой совершенной поездки. Для оплаты проезда имеющие право на льготный проезд пассажиры получили персонифицированные карточки, так называемую «Единую городскую карту Севастополя» (ЕГКС). Ее нужно прикладывать к валидаторам, которыми теперь оснащены как государственные автобусы и троллейбусы, так и частные маршрутки.

Всего в Севастополе около 120 тысяч льготников. По данным российских властей города, регулярные перевозки осуществляются по 103 муниципальным маршрутам. Из них 80 – автобусные маршруты по регулируемым тарифам и предоставлением льгот на проезд, 19 – троллейбусные маршруты по регулируемым тарифам и предоставлением льгот на проезд, 4 сезонных автобусных маршрута, а также 7 специальных маршрутов, ориентированных на перевозки во время прекращения работы морского пассажирского транспорта.

Согласно данным департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры российского правительства города, пассажиропоток общественного транспорта в Севастополе составляет 250-300 тысяч человек в день, а летом – до 400 тысяч человек в день.

По-богатому

В соответствии с принятым бюджетом, в 2019 году Севастополь потратит на компенсации льготного проезда около 500 миллионов рублей.

В марте нынешнего года председатель «Союза транспортных компаний Севастополя» Виктор Рыков подсчитал, что заложенной в бюджете суммы вряд ли хватит. «У нас льготники – это до 120 тысяч севастопольцев, а количество бесплатных поездок не лимитируется. Либо мы Саудовская Аравия – можем вообще не лимитировать человека, и он может жить в автобусе по этой карте; либо же мы должны лимитировать поездки. На сегодняшний день о лимите никто не говорит», – заявил он.

Либо мы Саудовская Аравия – можем вообще не лимитировать человека, и он может жить в автобусе по этой карте; либо же мы должны лимитировать поездки. Сегодня о лимите никто не говорит

Виктор Рыков

Свое мнение глава Союза аргументирует простой арифметикой: если каждый льготник (120 тысяч) будет совершать один выезд из дома (2 поездки по 17 рублей), то сумма компенсации перевозчикам приблизится к 1,5 млрд рублей. Конечно, не все имеющие право на льготы граждане выезжают из дома каждый день, но и не все ограничиваются только одним маршрутом.

Кроме того, льготный проезд с помощью ЕГКС действует также на пассажирских катерах, курсирующих через Севастопольскую бухту на Северную сторону города и в Инкерман. Катерами ежемесячно пользуются десятки тысяч пассажиров, но информации о выделенных средствах для компенсации проезда льготников найти не удалось.

Между тем в ближайшее время действие льготной Единой городской карты севастопольца хотят распространить и на пригородное железнодорожное сообщение. Об этом рассказала заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения Севастополя Алла Кордова.

«В настоящее время эти карты не действуют в электричках. Но ЕГКС проводит работу, в их планах – распространить действие этой карты и в электричках. Нужно заключить соглашение с железной дорогой, установить валидаторы. Это все в перспективе», – сообщила она.

Ездий, скока хош?

«Ездий, скока хош», – произнесла одна севастопольская пенсионерка, получив в собесе карту ЕГКС. И действительно, пенсионеры начали этим правом активно пользоваться. По наблюдениям городских перевозчиков, количество пользующихся маршрутками льготников значительно возросло. Чему не очень радуются не имеющие льгот севастопольцы, у которых не получается утром уехать на работу, а вечером – домой.

В транспорте по-прежнему можно расплачиваться с помощью наличных, но их поток последнее время значительно снизился. В связи с этим количество молодых водителей маршруток заметно сократилось, зато за баранкой стало больше тружеников пенсионного и предпенсионного возраста.

По наблюдениям городских перевозчиков, количество пользующихся маршрутками льготников значительно возросло. Чему не очень радуются не имеющие льгот севастопольцы, у которых не получается утром уехать на работу, а вечером – домой

В настоящее время перевозчики в полном объеме получают компенсацию стоимости каждого проезда, сообщил на днях Виктор Рыков: «Все работает, процесс финансирования налажен. Сейчас проблем нет, надеюсь, и дальше все будет нормально».

Он допустил, что могут быть отдельные случаи с задержкой части оплаты, если какой-то из перевозчиков не предоставил необходимых подтверждающих документов о произведенных перевозках, но такая ситуация не будет типичной.

Также глава Союза перевозчиков отметил, что с выделенными для компенсации средствами власти явно просчитались. Величину этой разницы Виктор Рыков показал на примере своего предприятия – ООО «Магистраль-Юг».

«Ежемесячное возмещение по перевозке льготников из расчета по коэффициенту составляло 120-180 тысяч рублей в месяц. На сегодняшний день эта цифра начинается от 800 тысяч. Как у других перевозчиков – затрудняюсь сказать, но очевидно, что цифры намного больше, чем по коэффициентам», – отметил перевозчик.

Другие варианты

В городах соседней России также существуют льготы, оплачиваемые из региональных бюджетов. При этом льготникам предоставляется в основном фиксированное количество поездок, безлимитный проезд в общественном транспорте встречается редко.

Например, в Магнитогорске граждане, получающие пенсию, могут ежемесячно 30 раз бесплатно пользоваться общественным транспортом, а каждая следующая поездка обходится вполовину дешевле стандартного тарифа. Помимо этого, магнитогорские пенсионеры могут безвозмездно пользоваться пригородным транспортом и бесплатно провозить багаж.

В Барнауле льготный пенсионный, за который необходимо заплатить, включает 45 поездок в месяц, стоит 450 рублей и действует в черте города. Безлимитный проездной для пенсионеров действует в черте города и на пригородных маршрутах, стоимость активации на январь — 600 рублей. С 1 января в Барнауле стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах составляет 23 рубля.

Для жителей Санкт-Петербурга предусмотрена возможность приобретения проездных билетов по сниженной цене.

Пенсионеры из Москвы и другие граждане льготных категорий имеют право бесплатного проезда в поездах пригородных направлений, согласно соглашению между правительствами Москвы и Подмосковья. Пока оно рассчитано до 2020 года. Также с сентября 2018 года пенсионерам Москвы и Подмосковья старше 60 лет вернули бесплатный проезд в столичном метро.

В Ростове-на-Дону пенсионеры оплачивают 50% стоимости проезда.

В Казани на льготную транспортную карту (ЛТК) ежемесячно зачисляется 466 рублей для взрослого льготника и 282 рубля для ребенка. Истратить на поездки их можно хоть за день. Кроме Казани ЛТК можно оплачивать проезд еще в 4 городах республики Татарстан: Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске.

Как видим, даже в городах с профицитным бюджетом количество поездок льготников ограничивают. А в Севастополе, как известно, дефицит бюджета составляет около 65%.

Андрей Покровский, крымский блогер

Крым.Реалии