Экспроприация с благими намерениями: севастопольцев лишат земли из-за строительства трассы «Таврида»

Экспроприация с благими намерениями: севастопольцев лишат земли из-за строительства трассы «Таврида»

Правительство Севастополя планирует изъять из собственности граждан около тридцати земельных участков для строительства восьмого этапа трассы «Таврида», который проходит на территории города. Как будет проходить процесс экспроприации и чем это может обернуться для всего проекта – в материале корреспондента Крым.Реалии.

О планируемом изъятии земельных участков, находящихся в собственности физических лиц, стало известно еще в мае, когда правительство на своем сайте опубликовало соответствующее сообщение. Всего, по информации чиновников, планируется изъять около 70 участков. Первые 28 – в самой ближайшей перспективе, заявил директор департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) российского правительства Севастополя Рустэм Зайнуллин. Речь идет о территории вблизи Сапун-горы, города Инкерман, а также об участках, расположенных неподалеку от Балаклавы.

Собственники изымаемых участков, уверяют чиновники, получат компенсацию: либо на основе заключенной двусторонней договоренности, либо по решению суда.

«Сумма компенсации, подлежащая собственникам изымаемых объектов недвижимости, определяется либо по соглашению, либо в судебном порядке. Соответственно, эту процедуру мы и будем соблюдать», – сказал первый вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев.

С рядом собственников чиновники из ДИЗО уже встречались и объясняли алгоритм сотрудничества в сложившейся ситуации. Как именно собственники земли отреагировали на озвученные условия, в правительстве не рассказали.

Сложно найти, легко потерять

Кроме того, в правительстве Севастополя сообщили, что некоторых собственников земли трудно найти, поскольку жители Крыма и Севастополя, согласно действующим нормам российского законодательства, имеют право не регистрировать право собственности на ранее учтенные объекты недвижимости.

«Реальных механизмов для того, чтобы побудить человека регистрировать свое право, к сожалению, на сегодняшний день нет», – комментирует ситуацию начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Управления Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю Виктория Зорина.

Земля тех собственников, которые пошли на сотрудничество с правительством, пройдет процедуру оценки ее рыночной стоимости, после чего будет либо подписано соглашение о компенсации, либо последует обращение в суд.

Севастопольский юрист, специалист в области защиты прав собственности Владимир Новиков признает, что государство под собственные нужды имеет право изымать землю из частной собственности. Но гражданам, считает он, стоит внимательно относиться к любым действиям чиновников.

«Мы должны признать, что государство имеет на это право, но при определении компенсации собственник должен просчитать все издержки, которые он понесет в связи с вынужденным переездом, и требовать выплату справедливой суммы. Иначе – в суд. И никакие патриотические мотивы тут не должны иметь вес», – сказал Новиков в комментарии корреспонденту Крым.Реалии.

«Выгодное предложение»

Другие эксперты критикуют севастопольское правительство за то, что оно начало решать проблемы с землей под строительство «Тавриды» только сейчас. Такие действия чиновников могут поставить под удар весь проект, считает глава организации «Дорожный контроль – Севастополь», член Общественной палаты города Максим Мишин.

«Я не могу понять главного: почему наше правительство вдруг вспомнило, что им нужна эта земля только сейчас – тогда, когда уже вплотную подошли к началу этого этапа строительства? Неужели нельзя было постепенно решать эти вопросы с людьми на этапе проектирования или сразу после проектирования дороги? Я вам объясню, что может случиться: сейчас им нужно 28 участков, у каждого участка есть собственник. Представим, что из 28-ми человек 20 не устроит сумма компенсации, и они пойдут в суд. А что такое суд? Это как минимум две инстанции. Итого – сорок судебных заседаний, подчеркну: как минимум! Насколько это все растянется и когда в таком случае закончат строить дорогу?» – спрашивает Мишин.

Он предполагает, что единственным выходом из сложившейся ситуации может стать «выгодное предложение», которое побудит собственников земли заключить соглашение о компенсации, минуя судебные инстанции.

Выходом из ситуации я вижу выгодное предложение. То есть предложение денежной компенсации выше нынешней рыночной стоимости объекта недвижимости

Максим Мишин

«Поскольку редактировать проект трассы из-за этого никто не будет, единственным здравым выходом из ситуации я вижу выгодное предложение. То есть предложение денежной компенсации выше нынешней рыночной стоимости объекта недвижимости, который находится в собственности физического лица. Тогда, возможно, человек сам не захочет бегать по судам, а уступит земельный участок по соглашению сторон», – подытожил Мишин.

Владимир Новиков, в свою очередь, подчеркивает, что выиграть имущественный спор у правительства в том случае, если сумма компенсации не устроит гражданина, будет сложно.

«Если бы правительство работало для людей, то им следовало бы не только компенсацию выплатить, но и помочь человеку приобрести аналогичный участок где-то неподалеку. Предложить какие-то варианты, помощь с оформлением документов и так далее. Но это не про наше правительство, у нас ситуация другая. Людям, которые будут судиться с правительством, нужно сразу работать с ориентировкой на Европейский суд по правам человека. Нужно изучить, как правильно готовить материалы для подачи жалобы, и следовать этим рекомендациям с самого первого заседания, поскольку на уровне национальных судов дело выиграть будет крайне трудно. Самое важное – это настойчивость, готовность бороться долго и упорно», – добавил Новиков.

Давид Аксельрод