Крах турецкого научного сообщества

Правительство заявило, что репрессии — их осуществление стало возможным благодаря ряду правительственных указов — призваны выявить сторонников Фетхуллаха Гюлена, который обвиняется в организации мятежа. После прихода к власти в 2002 году, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) открыла десятки новых университетов, где преподавательскую деятельность осуществляло большое число гюленистов. В то время союз между ПСР и Гюленом процветал. Тогда первоначальные законодательные акты правительства принимались во благо учёных, поддерживающих взгляды турецкого проповедника.

Но вскоре ситуация в корне изменилась, и все учёные, критикующие правительство, оказались под огнём. По всей видимости последнее постановление от 7 февраля нанесло самый сокрушительный удар по научному сообществу страны. Своих должностей лишились более 300 учёных, в том числе и те, кто в январе 2016 года подписал декларацию «Учёные за мир», осуждающую военные операции в районах, населённых преимущественно курдами. Позже учёные, не подписавшие данную декларацию, опубликовали ещё один манифест в защиту свободы слова. Это произошло после того, как их коллеги подверглись судебному преследованию. Им также не удалось избежать этой участи. В качестве примера того, насколько далеко зашли власти в своём стремлении подавить инакомыслие, следует отметить, что в этот список вошёл и профессор медицины, видный исламский деятель и муж Мерве Кавакджи, первой женщины, избранной в парламент Турции, Джихангир Ислам.
Репрессии против учёных возымели разрушительный эффект и на образовательные учреждения. Больше всего пострадал Университет Анкары, лишившийся на данный момент 100 преподавателей, подписавших декларацию «Учёные за мир». По словам старшего преподавателя Айхан Ялчинкая, престижный факультет политических наук университета находится на грани краха, поскольку 23 курса остались без преподавателей, а 50 аспирантов без научных руководителей. Один из старейших факультетов воспитал не одно поколение выдающихся турецких политиков и дипломатов. Кроме того, именно здесь находится очаг политической активности и инакомыслия, которые ПСР пока так и не удалось сломить.

Одна из преподавателей факультета, лишившаяся своей должности, экономист Озлем Албайрак считает, что крупномасштабные чистки на факультете политических наук не случайны. «Правительство ПСР всегда было недовольно научными кругами из-за невозможности их контролировать, и с момента прихода к власти стремилось их подчинить. Во-первых, пытаясь создать свои собственные университеты, они открыли огромное число новых высших учебных заведений, и укомплектовали их гюленистами. Устоявшиеся университеты не допустили такого вмешательства в свои дела. Кроме того, эти университеты никогда бы не приняли на работу вышеупомянутый профессорско-преподавательский состав в виду его несоответствующей квалификации», — рассказала она в интервью Al-Monitor.

Албайрак, которая также входила в число подписавших декларацию «Учёные за мир», считает, что попытка путча, предпринятая 15 июля 2016 года, создала для ПСР «большие возможности». «Правительство получило право вмешиваться в дела университетов, что до того момента не представлялось возможным. Благодаря последним законодательным актам, учёные, критикующие правительство лишились своих должностей. Реальная проблема ПСР кроется не в гюленистах, а в инакомыслии», — отметила она.

В качестве символического акта неповиновения, 8 февраля несколько уволенных преподавателей Университета Анкары, при поддержке сотен студентов, гражданских групп и членов парламентской оппозиции, собрались в одном из кампусов университета. Кампания «Нет, мы не уйдём» нашла поддержку со стороны студентов и учёных других университетов, в то время как даже некоторые проправительственные деятели подвергли критике свирепость операций властей.

10 февраля в кампусе университета в столичном районе Джебеджи, где находится факультет политических наук и ряд других факультетов, прошла большая акция протеста. На этот раз отряды специального назначения разгоняли уволенных преподавателей и их сторонников с помощью собак и перечного газа. Некоторые учёные были жестоко избиты. Но самое неизгладимое впечатление произвел факт того, что в знак протеста сотрудники полиции растоптали своими сапогами чёрные мантии академиков.

«Ничто не могло бы лучше продемонстрировать то, как наше правительство заботится о студентах и университетах. Оно проявляет интерес к образованию только с точки зрения контроля над ним. Своими действиями власти показали, что им нужно научное сообщество, которое они бы могли не только контролировать, но и подавить», — сказала Албайрак, комментируя данный инцидент.

Беспрецедентные чистки властей вызвали осуждение со стороны различных оппозиционных и проправительственных кругов, что само по себе довольно редкое явление в глубоко поляризованном климате сегодняшней Турции. В то время как депутаты Народно-республиканской партии (НРП) и Демократической партии народов (ДПН) публично выступили в поддержку учёных, проправительственные обозреватели говорили об «ошибках» и «несправедливости» в списках тех, кто оказался под огнём.

Вице-премьер турецкого правительства Нуреттин Джаникли сообщил о проведении закрытого заседания партии, на котором планируется пересмотреть план операций правительства против членов научного сообщества. Но независимо от того, какие шаги дальше предпримет правительство, турецким научным кругам был нанесён огромный вред и им потребуется много времени, чтобы восстановиться.

Многие научные работники уже покинули страну в поисках лучшей жизни за границей. По горькой иронии, первой страной в списке, куда мигрировали выдающиеся умы, оказалась Германия. В 1930-е и 1940-е годы, десятки учёных и академиков, бежавшие из нацистской Германии, нашли убежище в Турции, являющейся на тот момент молодой республикой, основанной на пепелище Османской Империи. Именно это обстоятельство и привнесло неоценимый вклад в развитие научных учреждений, в том числе и факультета политических наук Университета Анкары. Нынешняя утечка кадров обратила время вспять. Тех, кому удалось уехать из страны, можно назвать счастливчиками. Многие люди, потерявшие свои рабочие места, обречены на «гражданскую смерть» и безработицу. Им также запрещено выезжать за пределы Турции.

Преподаватель философии Нилгун Токер, который был уволен в январе, назвал операции правительства «интеллектуальным геноцидом». Известный профессор и преподаватель конституционного права Ибрагим Кабоглу, также ставший жертвой недавней чистки, отметил, что сложившаяся ситуация довольно иронична и, возможно, лучше всего описывает положение дел в стране. Что касается некоторых имамов, приступивших к проправительственной пропаганде в мечетях в преддверии судьбоносного конституционного референдума, намеченного на апрель, Кабоглу заявил, что Турция стала страной, где «имамы могут выступать с речами и призывами, а профессора нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *