Наиболее напряженная ситуация складывается на юге Сирии

Инцидент с нанесением американской коалицией авиаударов по проправительственным силам в Сирии, имевший место 18 мая, продемонстрировал сохранение в конкуренции вокруг разграничения сфер влияния. Произошедшее стало просто отражением переноса полюса данной конкуренции с северо-западных районов на юго-восток страны. При этом ведущиеся боевые действия направлены против группировки ИГ, однако ряд сторон конфликта использует их для уточнения и расширения предполагаемо своих зон влияния.

НАПОМНИМ, ЧТО ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ США КОАЛИЦИЯ СООБЩИЛА о нанесении 18 мая удара по проправительственным сирийским силам, которые продвигались, по формулировке коалиции, внутри установленной зоны деконфликтации на северо-западе от города Эт-Танф на юге Сирии. Проамериканская коалиция расценила данное продвижение как создающее угрозу для партнерских сил США в данном районе. Сообщается, что проправительственные сирийские силы в момент удара действовали против поддерживаемых американцами боевиков и продвигались в сторону базы, на которой находятся американские спецназовцы.

Инцидент произошел в условиях растущей активности Вашингтона и лояльной ему сирийской оппозиции на юге. В мае появились сообщения о проникновении на территорию южной Сирии примерно 150 военных США и Великобритании, действующих совместно с оппозиционными боевиками. Примечательно, что об этом сообщалось на фоне проведения в Иордании традиционных крупных военных учений при участии США. Согласно СМИ, в этом году в учениях принимают участие 7,4 тыс. солдат и офицеров ВВС, ВМС и сухопутных сил.

Параллельно российская сторона последние недели сигнализирует о возможности учета американских интересов на юге Сирии. Так, глава МИД Сергей Лавров по итогам своих переговоров в Вашингтоне заявил, что у России и США есть согласие в концептуальном плане по созданию зон деэскалации в Сирии, при этом в Москве рассчитывают, что Вашингтон будет играть активную роль в обеспечении безопасности в этих зонах. «Мы подтвердили сегодня, что заинтересованы в том, чтобы Соединенные Штаты играли самую активную роль в этих вопросах. Мне кажется, американцы тоже в этом заинтересованы. Как минимум, говоря о южной зоне деэскалации, у них очевидный интерес. Мы исходим из того, что они будут играть инициативную роль в создании этих зон, в этом процессе», — заявил Лавров.

В свою очередь министр обороны РФ Сергей Шойгу 24 мая сообщил, что Россия и США продолжают обсуждать развитие ситуации в Сирии в круглосуточном режиме и готовят совместный проект по южной зоне деэскалации. «Большая работа идет с ними — я не буду тут расшифровывать до конца, конечно, потому что нам бы хотелось, чтобы она была завершена и тогда вместе как-то представлена как готовый к реализации проект. Но мы с ними работаем и работаем, естественно, по южной зоне деэскалации», — заявил Шойгу. По его словам, Минобороны находится на связи по этому вопросу также с Иорданией и с Израилем.

НА ЭТОМ ФОНЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕНОС ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ боевых операций сирийской армии и ее шиитских союзников на юго-восток. Данный шаг, возможно, отражает, с одной стороны, стремление российской стороны развернуть армию преимущественно против ИГ на востоке Сирии при одновременном сокращении боевой активности правительственных сил в районах, входящих в зоны деэскалации в рамках недавно заключенных соглашений.

С другой стороны, скорее всего, имеет место стремление Дамаска и стоящего за ним Тегерана укрепить свои позиции в этих пока еще спорных районах, расположенных у границ Сирии с Ираком и Иорданией и имеющих стратегическое значение с точки зрения коммуникаций проиранских сил. В этом плане примечательно, что, по оценке главы Пентагона Джеймса Мэттиса, 18 мая нанесен удар по силам, связанным с Ираном. Министр обороны США также намекнул на автономность действий проиранского ополчения от российской стороны. «Как мы считаем, они вошли в эту зону вопреки совету россиян», — сказал, в частности, Мэттис.

Таким образом, инцидент в районе Эт-Танфа стал показателем того, что, несмотря на попытки дипломатического разграничения зон влияния в Сирии, в этом процессе сохраняется острая конкуренция, сопровождающаяся взаимным военным давлением внешних и внутренних игроков конфликта. При этом, как уже отмечалось, на данном этапе произошел географический перенос активности. Последнее, однако, не исключает сохранения борьбы и в других районах Сирии, в частности, в случае успешного взятия прокурдскими силами «столицы» ИГ города Ракки и в этом районе, видимо, возобновится активная борьба с участием Турции и США относительно того, под чьим контролем будет находиться указанная территория.

Пока же, как уже отмечалось, наиболее напряженная ситуация все же складывается на юге Сирии, что в том числе выражается в нарастающей концентрации в районе сил внешних игроков. Наряду с данными о развертывании там сил США в СМИ появились сообщения и об усилении присутствия российской стороны. Al-Masdar News со ссылкой на источники сообщило о прибытии после инцидента с американским авиаударом на юг Сирии российских военных. Издание отмечает, что российские военнослужащие будут выполнять функции военных советников, а также помогут правительственным войскам предотвратить любую повторную агрессию со стороны американских и иорданских военных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *