«Будущее Армении зависит только от самой Армении», — заявил в интервью «Голосу Армении» американский дипломат, посол США в СССР в 1987-1991 годах, доктор философии, профессор Джек Мэтлок.
— Да, ситуация, которую мы сегодня наблюдаем, несет в себе очевидные признаки холодной войны. Взаимоотношения между Россией и Европой, между Россией и США оставляют желать лучшего и похожи на холодную войну. Но вместе с тем то, что происходит на данном этапе, абсолютно отлично от периода холодной войны между США и Советским Союзом. Россия — не СССР и не государство с брежневской доктриной, диктующей и навязывающей социализм. Я не знаю, как мы сегодня дошли до того состояния, когда в результате пропаганды с двух сторон мы — США и Россия — оказались в оппозиции друг к другу, как два враждебных государства. В свое время обе стороны констатировали конец холодной войны. Но была ли это победа Запада, как это зачастую представляется? Не думаю. Все-таки точка в противостоянии была поставлена благодаря переговорам, а не давлению Запада. Просто все поняли, что это смертельно опасно — провоцировать войну между двумя государствами, имеющими в своем арсенале ядерное оружие. Кстати, большинство изменений в международной политике имело место благодаря осознанию того, что холодная война завершилась. И развал Союза не имел к этому отношения, потому что точка была поставлена раньше. Что же касается процесса развала СССР, то и он, по моему убеждению, стал итогом глубоких внутренних противоречий и опять же не был «победой» Запада.
— На мой взгляд, подобное восприятие не имеет под собой реальной почвы. А сегодня я не верю в то, что есть или может быть какая-то реальная причина, чтобы Россия и Европа, Россия и США были врагами. И я не поддерживаю мнения о том, что Россию ждет печальное будущее. На самом деле очень мало стран в мире могут позиционировать себя как абсолютно демократические. В этом плане есть вопросы и к США. Между тем ясно одно: какая бы система ни развивалась в той же России или Армении, это будет следствием того, что решат русские или армяне. Стремиться определить и уж тем более навязать общую для всех модель — это спорный путь, скорее всего, ведущий в тупик. Сегодня мы должны думать о глобальных процессах, глобальных вызовах. А наиболее глобальный вызов, несущий экзистенциальную опасность для США или России, относится к вопросу ядерного оружия. Если оно будет использовано, тогда исчезнет цивилизация. Необходимо это осознавать. Президент США Дональд Трамп сказал, что лучше сотрудничать с Россией, и я согласен с ним. И ведь сегодня есть еще так много вызовов и опасностей — экологические катаклизмы, терроризм, нерешенные конфликты. Ни одну проблему нельзя решить военным путем. Мы все должны найти модус взаимодействия.
— Перемены, конечно, глобальные, и если говорить об Армении, то я не согласен с тем, что за прошедшие четверть века они больше со знаком минус. Как раз наоборот — есть и развитие, и перемены, большинство из которых позитивные. Другое дело, что коллапс социалистической модели плановой экономики, сменившейся на определенном этапе на некий нерегулируемый гибрид модели грубого капитализма и свободного рынка, привел к ощутимому социальному расслоению общества — одни стали очень богатыми, другие обеднели. Но давайте вспомним историю: на старте развала Союза была идея реорганизации СССР, создания Союза суверенных республик как модели мягкой децентрализованной формы федерации, основанной на свободном желании стать ее частью.
— Да, и республики пошли по своему независимому пути развития. У каждой из них своя история перехода. Прибалтика относительно легко прошла переходный период, для других это оказалось не так просто. Факт тот, что сегодня на постсоветском пространстве мы имеем больше конфликтов, нежели прежде, и не все вышло так, как хотелось, но причина не в развале Союза, а как раз-таки в разности, специфике той или иной республики, наличии у каждой из них своей истории, своих внутренних проблем и т.д. Трагедия в том, что возникшие конфликты не разрешились мирным путем, что, безусловно, затормозило процесс развития ряда постсоветских стран. Сегодня часто говорят о том, что инициируются процессы, якобы направленные на воссоздание Союза.
— Абсолютно. Об этом несколько лет назад хорошо сказал Владимир Путин, которому, собственно, и приписывается на Западе авторство идеи воссоздания Союза. А сказал он следующее: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления, нет головы…». Я думаю, в этом суть. Даже если попытаться воссоздать СССР, это будет очень слабое, нежизнеспособное детище, потому что история показала — невозможно насильно удержать страну, руководить людьми, контролировать, доминировать, если они этого не хотят. И тем более невозможно сделать это силой, особенно силой военной. Это провальный путь.
— Дело в том, что сегодня все так стремительно меняется, столько всего происходит, что дать какой-то прогноз очень непросто. Я знаю только одно: будущее Армении зависит только от самой Армении, и ни от кого больше, оно зависит от вашего поколения, от тех шагов — политических, экономических, социальных и т.д., — которые будут сделаны сегодня и завтра. Самая большая ошибка — считать, что твое собственное будущее зависит от кого-то извне.
— Я бы не стал говорить об СССР и США, как о двух мировых центрах силы. Были две силы, обладавшие, скажем так, силой разрушить мир и человеческую цивилизацию. И это так до сих пор, если мы имеем в виду Россию и США. Между тем ни одна из этих сил не в состоянии изменить другие общества. Утверждение о том, что некие суперсилы рулят миром, — нонсенс. Я согласен с вами в том, что сегодня о биполярности говорить не приходится, в современном мире есть много центров силы, и если они начнут рассматривать друг друга в качестве конкурентов, это чревато очередной мировой войной. В следующий раз, имея в арсенале ядерное оружие, человечество не выживет. Это самый главный вызов сегодня. Каждая страна должна определить свое будущее, решить, чего она хочет. И она может воевать с другими странами или может попытаться найти гармоничный способ решения проблем. Но ни одна так называемая суперсила не может решить проблемы за других — это так же верно, как и то, повторюсь, что ни одна проблема не может быть решена военным путем.
— Вы правы, в нынешней ситуации много иррационального. И весьма трудно предсказать, что будет дальше. Однако думать, что человек с характером Трампа может взять и внезапно изменить положение вещей, — недоразумение. Я думаю, очень важно для США и России начать сближаться, сотрудничать. Но на данном этапе ситуация и политические процессы действительно непредсказуемы. Что ж, так часто бывает. Знаете, когда я впервые приехал в Армению и выглянул из окна своего гостиничного номера, то увидел огромный памятник Сталину, а на следующее утро, когда я проснулся, памятника уже не было. Его снесли…