Диктат неприемлем ни в каком формате, даже в виде прогноза

На днях в Сенате Соединенных Штатов с развернутым докладом по теме «Глобальные вызовы» выступил новоназначенный директор Национальной разведки США Дэниел Рэй “Дэн” Коутс (Daniel Ray «Dan» Coats). Kaк оказалось в итоге, это дебютное выступление нового главы разведсообщества США продемонстрировало полную преемственность как политики американских спецслужб, так и оценки ими происходящих в мире событий и складывающихся реалий.

Преемственность – оно, вообще-то, очень даже приветствуется, если речь идет о беспристрастном взгляде на текущий момент, с логическими умозаключениями и объективными выкладками – nothing personal, как говорят те же американцы. В данном случае, однако, о беспристрастности говорить не приходится, и подход вырисовывается явно personal. А когда это облекается в форму истины в последней инстанции, отметающую любое возражение, клеймящую его как «антидемократическое», то получается уже не прогноз, а некая инструкция к действию, что ли.

Такое впечатление оставляют футуристические прогнозы нового шефа Национальной разведки Соединенных Штатов относительно конфликтов, которые должны вспыхнуть или усилиться в текущем году на постсоветском пространстве. И, в частности, Коутс “пророчит” возобновление масштабных боевых действий в Закавказье. «Напряженность между Арменией и Азербайджаном, связанная с Нагорным Карабахом, вновь проявилась в апреле 2016 года. Более того, отказ сторон идти на взаимные уступки, а также внутреннее давление предполагают, что масштабные военные действия могут повториться и в 2017 году»,- отмечается в его докладе «Глобальные вызовы».

Наряду с этим, Коутс предрекает обострение в Афганистане и государствах Средней Азии. По его мнению, политическое положение и ситуация в области безопасности в Афганистане почти наверняка будет ухудшаться до 2018 года – даже несмотря на увеличение военной помощи США и их союзников.

Видный российский военный эксперт Борис Джерелиевский полагает, что такие «прогнозы» американской разведки скорее напоминают её рабочие планы на текущий год. В особенности – учитывая, что упомянутые конфликты, если их удастся “разжечь”, создадут немалые проблемы для «главной угрозы», то есть – для Штатов. От себя добавим: противостояния, периодически перерастающие в конфликты, по сути, на руку поставщикам вооружений и «экспортерам демократии», которые тем самым закрепляют свое присутствие и усиливают влияние в данном регионе.

Новое обострение локальных конфликтов Вашингтон планирует, а не прогнозирует, отмечает российский эксперт. В частности, рассуждая о возможном возобновлении масштабных боевых действий в Нагорном Карабахе, Коутс в качестве причин, которые могут заставить официальный Баку пойти на обострение, указывает ухудшение ситуации в экономике Азербайджана, даже не рассматривая возможные внешние факторы. Между тем, такой осторожный политик, как Ильхам Алиев вряд ли станет ввязываться в драку, не имея уверенности в мощной поддержке извне. Напасть на НКР и, следовательно, воевать с Арменией (примечательный факт: российский военный эксперт называет Арцах, не убоявшись возможных обвинений, именно так, как было провозглашено по итогам референдума, проведенного в Нагорном Карабахе в 1991 году в рамках всех норм международного права) Алиев может рискнуть, только имея гарантию того, что Россия не примет прямого участия в боевых действиях. А подобная гарантия сегодня более или менее убедительно может быть озвучена разве что с берегов Потомака. Во всяком случае, даже ключевой союзник Азербайджана – Турция ничего подобного обещать, думается, не рискнет, при всех её воинственных телодвижениях.

То есть, совершить полномасштабное нападение на НКР, выходящее за рамки пограничных провокаций, Азербайджан может только в том случае, если его подтолкнут к этому США, пообещав всестороннюю помощь и защиту, считает Джерелиевский. При этом Штатам придётся быть весьма убедительными: помнится печальный пример Саакашвили, поверившего американским посулам в 2008 году и потерпевшего политическое фиаско, вплоть до признания его персоной `non grata` новыми властями Грузии. Дэниэл Коутс даже намекнул, каким образом будут «уговаривать» Алиева, сказав, что в текущем году Азербайджан ожидает растущая внутренняя напряженность и обострение борьбы за власть. Тем самым угроза «майдана по-азербайджански», по замыслу вашингтонских стратегов, должна являться Алиеву наподобие, скажем, огненных письмен, предрекших падение вавилонского царя Валтасара, и сделать азербайджанского президента более сговорчивым.

Кстати, в Закавказье в новейший период нечто подобное уже имело место: в 2001 году тогдашнему грузинскому лидеру Эдуарду Шеварднадзе настойчиво рекомендовали напасть на Абхазию. Однако тот в итоге предпочел обойтись «легким» вариантом, ограничившись “рейдом Гелаева” в Кодорское ущелье (нападение грузинского полувоенного формирования «Монадире» под командованием представителя президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани, при поддержке чеченского отряда полевого командира Руслана Гелаева, на вооруженные формирования непризнанной Абхазии в конце сентября 2001 г.; после объявленной абхазским руководством мобилизации резервистов нападавшие были отогнаны и с немалыми потерями отступили на прежние позиции – А.Г.). За что и был потом отстранен от власти посредством «революции роз».

В июне 2015-го в Армении начались бессрочные сидяче-лежачие манифестации в знак протеста против намечавшегося повышения тарифов на электроэнергию. Армянское руководство во главе с президентом Сержем Саргсяном открыто называли “российскими марионетками”, на центральные магистрали Еревана и других городов (сейчас уже можно сказать – именно выведены, причём скоординированно, все благостные разговоры о спонтанном народном выплеске в ответ на антинародную экономическую политику – сказки матушки-Гусыни) десятки тысяч человек. Но ситуацию удалось разрулить, власти отложили удорожание электроэнергии, и “тарифный майдан” в жизнь не воплотился. Но было бы по крайней мере наивно полагать, что с тех пор в регионе воцарилась тишь да гладь, и подобные попытки не будут предприниматься в дальнейшем. Напротив – они предпринимаются, и весьма целенаправленно. Не получилось в одном месте – зайдут с другого, прощупывая и раскачивая «слабые участки». Такова, если угодно, одна из основных реалий текущего момента.

«То есть, в докладе главы Национальной разведки отчетливо видно намерение США в текущем году поджечь южные рубежи нашей Родины, охватив их дугой нестабильности и вооруженных конфликтов, в которые будет втянута наша страна»,- констатирует Борис Джерелиевский в своей статье «Вашингтон готовит России «огненную дугу», опубликованной в сетевом издании Planet Today.

В Нагорном Карабахе о войнах знают не понаслышке. И угроз насчет силового возвращения «оккупированных территорий» за прошедшие 26 лет наслушались в избытке. А после прошлогодней апрельской войны напряженность стала еще ощутимее. Нового столкновения здесь не желает никто. Но к отпору готовы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *