Для стабильного увеличения объемов продаж продукции в торговых точках организации привлекают к работе мерчендайзеров. Такие промо-сотрудники выполняют различные функции, направленные на продвижение товара к потребителю: заполняют витрины, обновляют ценники, размещают рекламные материалы и т. д. Выделяют мерчендайзеров нескольких категорий:
- визитные;
- стационарные;
- совмещенные;
- выделенные;
- типа «руки»;
- консультанты.
Все эти сотрудники выполняют одну общую функцию — обеспечивают заполнение витрин. А вот способы, графики работы, спектр задач, степень влияния на объем продаж у них разные. Поэтому выбор подходящих мерчендайзеров осуществляется маркетологами в индивидуальном порядке для каждой рекламной кампании, торговой точки, товарной группы.
Особенности каждого вида мерчендайзинга
Визитные промо-сотрудники отличаются от остальных тем, что они переходят из одной торговой точки в другую на протяжении дня. За 8-10 часов они посещают, в среднем, 10 магазинов, в которых обеспечивают заполнение витрин заказчика его продукцией, обновляют карточки товаров, создают фотоотчеты.
Стационарные мерчендайзеры — сотрудники противоположного профиля. Они находятся в торговой точке на протяжении всего рабочего дня. Большинство промо-сотрудников являются стационарными. Могут выкладывать продукцию одного или нескольких заказчиков одновременно.
Совмещенные мерчендайзеры — работники, которые обслуживают 3-5 и более организаций. Как правило, они выполняют должностные обязанности в одном большом отделе, вкладывая на стеллажи однотипную продукцию разных поставщиков. Именно таких сотрудников привлекают предприятия с небольшим ассортиментом товаров.
Выделенные мерчендайзеры отличаются от совмещенных именно тем, что они продвигают продукцию конкретного поставщика. Когда на стеллаже длиной в несколько десятков метров расположены тысячи однотипных товаров, выделить какой-то продукт из массы аналогов крайне сложно. Мерчендайзер общается с покупателями, продвигая продукцию заказчика.
Промо—сотрудник типа «руки» — работник, который занимается преимущественно выкладкой товаров на витрины. За один день он способен заполнить стеллаж сотнями единиц продукции. Такой мерчендайзер не способен проинформировать клиента о товарах так, как консультант. Однако он может ответить на базовые вопросы и помочь покупателю сделать выбор.
Мерчендайзер—консультант — plan-o-gram.ru/uslugi/merchandajzeryi-konsultantyi — сотрудник, оказывающий наибольшее влияние на объем продаж. Такой торговый специалист не только заполняет витрины, а и общается с клиентами, помогает им делать выбор в пользу товаров конкретного производителя и сопровождает их при заключении сделок.
Достоинства мерчендайзера-консультанта
Привлечение такого промо-сотрудника позволяет решить сразу несколько задач:
- обеспечить выкладку продукции на витрины;
- наладить процесс обновления ценников;
- эффективно разместить POSm;
- осуществлять постоянный контроль и пополнение складских запасов продукции в магазине;
- наладить схему ежедневной фото- и аналитической отчетности о продажах;
- увеличить товарооборот продукции, повысить узнаваемость бренда.
Опытный консультант приветливо встречает и добродушно общается с каждым клиентом, посетившим его отдел в магазине. Мерчендайзер выявляет потребности покупателя, для удовлетворения которых он пришел. Помогает дельным советом, предлагает выбрать конкретный продукт (товар заказчика), позиционируя его как наиболее подходящий в сложившейся ситуации. В результате, объем продаж значительно увеличивается, что приводит к росту прибыли.