Доставили на грузовой барже: Крым в ожидании первого рейса «Кометы-120М»

«Комета-120М» пришла в Севастополь не своим ходом. Судно доставили на грузовой барже в конце 2017 года из российского Рыбинска. Местный судоремонтный завод «Персей» осуществляет доводку судна при участии специалистов российского судостроительного завода «Вымпел» из концерна «Калашников». Первый рейс «Кометы» по маршруту Севастополь-Ялта российские власти Крыма ожидают в ближайшее время.

Доставили на грузовой барже: Крым в ожидании первого рейса «Кометы-120М»

Как скоро и достанутся ли крымчанам вообще новые «Кометы-120М», смогут ли пассажиры в ближайшее время массово воспользоваться услугами этих судов, что и кто двигает их в Крым, разбирался журналист Крым.Реалии.

Единого мнения у властей нет

На встрече с Владимиром Путиным активисты подняли вопрос о развитии и возрождении в аннексированном Крыму круизного судоходства. Российское правительство в 2016 году получило поручение: «до 1 марта 2017 года разработать и утвердить программу развития круизного туризма в Азово-Черноморском регионе на условиях государственно-частного партнерства». Сроки исполнения вышли, а единственное круизное судно, специально закупленное для этих целей, простаивает.

Идею в соседней России активно поддерживал вице-премьер и глава российской морской коллегии Дмитрий Рогозин. По итогам правительственных перестановок, он возглавил «Роскосмос», поскольку «президент ему дал шанс исправить ошибки, допущенные в ходе работы в военно-промышленном комплексе (ВПК)», – цитирует своего неназванного источника РБК.

На заседании морской коллегии в Севастополе в декабре 2016 года российский глава Крыма Сергей Аксенов «пошел» «против линии партии». Он высказал мнение о нерентабельности скоростного морского сообщения между Сочи и Крымом, добавив, что такие предприятия, как судостроительные заводы «Море» и «Залив», готовы производить «прогулочные суда».

Если история будет успешной, то, конечно, маршрут будет продлен. И, если хватит хода у «Кометы», то, может быть, будет рассмотрен и Новороссийск, и другое побережье

Алексей Филимонов

В апреле 2017 года в ходе совещания с промышленниками и предпринимателями Ярославской области идея организации скоростного морского сообщения между Ялтой и Сочи вызвала сомнения (со 2 мин. 23 секунды) у президента Владимира Путина. «Там есть такая… такое место, переход в районе Керченского пролива, там все время ветра дуют, но и погоды хорошие бывают, но часто ветра дуют. По другим маршрутам, на кавказском побережье и в самом Крыму, там, конечно, можно и нужно развивать этот вид транспорта. Я уверен, это будет востребовано», – подчеркнул он.

Впоследствии маршрут для «Кометы-120М» стали называть прямо – экспериментальным. «Если история будет успешной, то, конечно, маршрут будет продлен. И, если хватит хода у «Кометы», то, может быть, будет рассмотрен и Новороссийск, и другое побережье», – рассказал заместитель директора корпорации развития Севастополя Алексей Филимонов.

Японское навигационное оборудование и немецкие двигатели

Инженеры российской «Фуруно Еврус» – дочерней структуры японской компании, установили и настроили на судне «Комета 120М» радио и навигационное оборудование японской фирмы Furuno.

Япония ввела антироссийские санкции 18 марта 2014 года. Токио также объявил, что не намерен подписывать с Россией экономические соглашения, которые противоречили бы политике санкций, наложенных на Москву странами G-7 «после аннексии Россией украинского полуострова Крым и в связи с российской политикой в отношении Украины».

На «Комете-120М» установлены двигатели производства немецкой компании MTU Friedrichshafen, являющейся головной в концерне Rolls-Royce Power Systems AG, который в августе 2014 года стал полноценным филиалом в Германии британского гиганта Rolls-Royce.

Видео (с 1 минуты 9 секунды до 1 минуты 14 секунды) позволяет идентифицировать двигатель MTU, загружаемый в отсек корпуса строящегося судна «Комета-120М». В сюжете севастопольской телекомпании ведущая также озвучивает соответствующую информацию (с 41 по 46 секунду записи).

Все это подтвердил в беседе с журналистом Крым.Реалии эксперт из числа крымских инженеров-судостроителей, который пожелал остаться неизвестным.

По итогам испытаний судно «встало на крыло», но перенос рубки ближе к корме существенно затруднил обзор для команды управления

«Два двигателя марки MTU, приобретенные до событий 2014 года, были установлены на судно еще до его транспортировки из Рыбинска в Севастополь в 2017 году. А транспортировали «Комету» в Крым на барже по реке, поскольку судно предназначено для эксплуатации на море, и испытание двигателей также должно было осуществляться в соответствующих условиях. В принципе, аналогичные двигатели используются на яхтах. Модернизируя проект «Комета», Россия установила на судно два 16-цилиндровых двигателя, хотя ранее на эту модель ставили 12-цилиндровые. Тем не менее, при значительном увеличении мощности и сохранившейся вместимости пассажиров, скорость судна не возросла. Кроме того, по итогам испытаний судно «встало на крыло», но перенос рубки ближе к корме существенно затруднил обзор для команды управления. Как обеспечить последующие четыре серийные Кометы аналогичными двигателями? Вопрос. Еще осенью 2014 года Rolls-Royce Power Systems AG стало четко придерживаться режима санкций Европейского Союза, чем существенно затруднило, да, и, наверное, полностью разрушило российские планы по строительству ряда гражданских и военных кораблей», – заявил эксперт.

Китайский «двигатель раздора»

Несмотря на заявления Рособоронэкспорта, MTU прекратил поставки корабельных двигателей в Россию в декабре 2014 года. Хотя в Севастополе продолжает свою деятельность компания Azzurro Trade, осуществляющая сервис этих двигателей. Дизельные двигатели немецкой фирмы устанавливались на военные корабли проектов 21631 (Зеленодольский судостроительный завод), 20385 (Санкт-Петербург). В России двигатели MTU устанавливались на ряд сторожевых кораблей пограничной службы ФСБ России, а также гражданские грузовые и пассажирские суда.

На Зеленодольским судостроительным заводе разрабатывается проект глиссирующего пассажирского судна А-145, которое также приводится в движение немецким двигателем марки MTU. Этим проектом заинтересовались российские власти Крыма. На заводе «Залив» в Керчи строятся три судна этого проекта: два в обычном исполнении и один в круизном. Двигатели на них не установлены.

Двигатель от производителя Henan Diesel Engine Industry Company (Китай), который выпускается по немецким технологиям, но как самостоятельная марка, стали рассматривать в России в качестве альтернативы двигателям MTU. Но это не избавило от проблем российский военно-промышленный комплекс и судостроение в целом: китайский двигатель для «новейшего российского боевого корабля» сломался.

Коммерческий интерес «Концерна Клашников» и других

Российский «Концерн Калашников» находится под санкциями с июля 2014 года. 11 мая 2018 года было распространено заявление структурного подразделения Концерна – завода «Вымпел», о завершении в Севастополе ходовых испытаний «Кометы-120М».

Ситуация на судоремонтом заводе «Южный Севастополь» так же связана с интересами «Концерна Калашников». Площадку под «Южным Севастополем» городские власти готовят к передаче дочернему предприятию «Ростеха» – «Концерну Калашников», который намерен строить там пассажирские суда на подводных крыльях.

«Комета» попадет в Грецию. Об этом в июне 2017 года заявил бывший тогда еще министром транспорта соседней России Максим Соколов. По его словам, в ближайшее время у судов должен был появиться и первый иностранный заказчик – Афины, которые закупали «Кометы» еще 30 лет назад у СССР. Стоимость одного судна превышает 6 миллионов евро.

19 мая на форуме Kazansummit 2017 Зеленодольский судостроительный завод подписал контракт с ARJ Holding из Объединенных Арабских Эмиратов. Предметом контракта стали пассажирские глиссирующие суда проекта А-145.

Интересы крымчан

«…Социально-экономическая ситуация в Крыму после оккупации и незаконной аннексии его Российской Федерацией характеризуется стремительным возвращением к советскому времени», когда «…Крым был:

– в первую очередь – большой военной и военно-морской базой, авиационной и военно-космической базой, которая обеспечивала доминирование СССР в Черноморском регионе и его влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке;

Севастопольский завод, как и акватория, находящаяся рядом, являются удобным полигоном для обкатки технологий, проектов и образцов двойного назначения

– во-вторых, промышленным и научным центром общесоюзного значения в военном приборостроении и судостроении …», – говорится в аналитическом исследовании группы Майдан закордонных справ (город Киев) «Серая зона» Крымский полуостров: четыре года оккупации» (Видання Киев-2018, Щорічна доповідь «Окупований Крим в умовах санкцій і блокади в 2014-2017 роках», під загальною редакцією А.Кліменка, п. 3.1, стор. 43).

Собеседник Крым.Реалии из числа инженеров-судостроителей, пожелавший остаться неизвестным, считает, что «жители и гости Крыма вряд ли смогут скоро массово воспользоваться услугами новых пассажирских судов». Севастопольский завод, на который претендует российский концерн «Калашников», как и акватория, находящаяся рядом, являются удобным полигоном для обкатки технологий, проектов и образцов двойного назначения. Гражданскую линию выпуска пассажирских судов Россия пытается ориентировать на зарубежные рынки, где и волна пониже, и расстояния между точками маршрутов несоизмеримо меньше, и прибыль от реализации проектов в разы больше.

Судостроительный завод «Вымпел» учредил ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки» для работы с «Кометой-120». Компания зарегистрирована в городе Туапсе Краснодарского края. В Крыму уже продают билеты на рейсы «Кометы» без даты и времени отправления.

Рудольф Медведь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *