Зачем в Севастополе стравили пенсионеров с перевозчиками?

Что такое ЕГКС: бессмысленный и беспощадный эксперимент над людьми или все же удобная и современная технология?

Продолжается внедрение Единой городской карты Севастополя. Причем слово «внедрение» в этом случае неспроста имеет негативный оттенок – это именно внедрение чего-то чужеродного, и, кажется, сейчас мы наблюдаем процесс отторжения внедряемого живой тканью города.

Сама по себе идея увести общественный транспорт в безналичную сферу – прекрасна. Это прозрачно, удобно, современно, это позволяет сократить ненужные операции с наличностью и сделать эффективным предоставление льгот. Однако в Севастополе эта высокая идея опорочена совершенно похабным исполнением.

Начнем с названия. У нас все-таки город федерального значения, а карта, как ни крути – некий продукт, который нужно «продать» взыскательной аудитории. А что такое ЕГКС? Наверное, что-то из рода ФГБУ (или все же семейства ГБОУ?) Почему нельзя было придумать запоминающееся человечное название?

Всем известно, что в Москве есть «Тройка» – этот бренд очень хорош, название ассоциируется с упряжкой лошадей (исконно русское средство передвижения), и в то же время образно объединяет 3+ вида общественного транспорта. «Тройка» дает возможность ездить на метро, в автобусах и электротранспорте (троллейбус/трамвай) с солидной скидкой. Например, в сравнении с обычным билетом на одну поездку в метро (55 рублей) оплата проезда «Тройкой» (36 рублей) позволяет сэкономить более трети его стоимости.

Система работает как часы, «сел и поехал».

В одном из крупнейших мегаполисов мира, Стамбуле, с образностью не заморачивались – назвали просто «Istanbulkart». Зато ей можно оплачивать проезд в метро, фуникулере, автобусе, трамвае (+ ретро-трамвай), на канатной дороге и пароме. Кроме того, у карты есть очень полезное свойство: каждая пересадка обходится дешевле. Например, при стоимости первой поездки 2 лиры 30 курушей к четвертой пересадке стоимость проезда последовательно упадет до 85 курушей! Для этого нужно соблюдать два условия: смена вида транспорта и не более 2 часов между пересадками. Система тоже работает как часы, купить и пополнить карту в автомате можно элементарно.

В Севастополе же словно изобретают систему безналичной оплаты проезда с нуля. Такое впечатление, что учиться на чужих ошибках у нас не умеют в принципе, а упорно и с наслаждением наступают на грабли.

Зачем в Севастополе стравили пенсионеров с перевозчиками?

Зачем на борту транспорта или внутри него лепить наклейку с надписью «просто приложи» с пиктограммой, если валидатор (к которому и надо прикладывать карту) находится в совсем другом месте? Конечно, это «одноразовая» ошибка, и тут можно с полным правом снисходительно улыбнуться – но я видел множество людей, впервые пользующихся картой, которых ввела в заблуждение эта бестолковая надпись. Все они прилежно пытались «просто приложить» карту туда, где написано – но это не их вина, а тех бездарей, которые придумывали, печатали и клеили эти стикеры.

А вот, к примеру, реализация использования ЕГКС при оплате проезда в пассажирском катере: нужно сунуть карту в окошко кассиру, и тогда он приложит карту к валидатору, а затем выдаст чек, по которому и можно пройти на борт. Таким образом, смысл подобного «внедрения» безналичной оплаты просто дискредитируется. Вместо валидатора на турникете, к которому пассажиры прикладывали бы свои карты – очередной «костыль», на котором хромает безногое чудовище ЕГКС.

Наверняка во всем есть свои сложности и свое объяснение этому феномену – но мне, как потребителю, оно неинтересно. Просто сделайте так, чтобы все работало!

С «внедрением» на наземном общественном транспорте еще интереснее. Бодро перевели на карты троллейбусы – на госпредприятии «Севэлектроавтотранс» это сделать было, скорее всего, несложно. Труднее побороть частных автоперевозчиков.

Напомню, в Севастополе сложились свои правила игры на этом рынке услуг. В отличие от всего Крыма, где стоимость проезда крайне редко превышает 13 рублей, у нас как-то незаметно и без особых народных возражений задрали цену до 18-20 рублей.

Кроме того, у нас чрезвычайно развит сегмент маршрутных такси – это всегда быстрее, чем автобус, иногда комфортнее, и вдобавок «топики» работают ночью. Понятно, что в этой сфере вращается огромное количество наличных денег, которые потенциально могут быть использованы для не совсем законных операций. Да и сам факт того, что администрировать несколько десятков миллионов рублей ежемесячно будет некое ООО «Единая городская карта Севастополя», а не сами перевозчики, наверняка очень их огорчает.

Поэтому «внедрение» ЕГКС в «топиках» идет со скрипом. Я не был в городе две недели и когда вернулся – мне показалось, что мир сошел с ума. Редкая поездка в маршрутном такси обходится без унизительных сцен.

По сути, водители объявили «итальянскую забастовку» и всячески препятствуют проезду льготных пассажиров. Входящих пожилых людей встречают в дверях окриком – «пенсионное удостоверение и паспорт показывайте», «мест нет», «я что, за вами бегать должен?» и тому подобным. Строго говоря, они правы: сейчас льготники должны предъявить удостоверение, а поскольку льгота только для местных – то еще и паспорт с пропиской. Кроме того, существует оговорка, что пенсионеров возят «при наличии свободных мест».

Интеллигентные пожилые женщины кротко говорят: «ну ладно, я поняла» и выходят из микроавтобуса, а водители буквально рычат, чувствуя, что у них отбирают копеечку. Причем право пожилых на бесплатный проезд они трактуют своеобразно: «ну вы же хотите на шару проехать!».

А теперь – внимание, вопрос.

Что мешало «реформаторам» сначала ввести именные карты со льготными поездками, а уже затем ставить валидаторы в «топиках»? Сколько нервов бы это сэкономило нашим старикам… Но в правительстве Овсянникова решили иначе и тем самым фактически стравили пенсионеров и водителей.

При этом сами чиновники остаются в стороне от всех этих проблем и живут в какой-то своей реальности.

Вот, например, что говорил 18 октября директор департамента транспорта Игорь Титов: «Мы в постоянном диалоге с перевозчиками, и никаких волнений новая система работы у них не вызывает, более того, поддерживают ее и способствуют улучшению качества перевозок».

На нарушения их прав льготникам предлагают жаловаться в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры по телефону: 54-11-56

Или вот еще одна позитивная новость от правительства города: 19 октября сотрудники департамента транспорта проверили «одного из перевозчиков» на предмет обеспечения прав льготных пассажиров. Как ни странно, оказалось, что «в салонах чисто, транспорт обеспечен навигационной системой, что позволяет контролировать соблюдение расписания, установлены переносные терминалы для безналичной оплаты проезда при помощи ЕГКС. В ходе проверки нарушения не выявлены».

Иными словами – все хорошо, прекрасная маркиза!

Перевод всего общественного транспорта на регулируемый тариф и снижение цен на проезд должны были стать козырем губернатора: еще бы, ведь Дмитрий Овсянников отмечал, что это «позволит сохранять фиксированную плату за проезд, обеспечить предоставление льгот в полном объеме, простимулирует частных перевозчиков обновить автопарк и повысить качество обслуживания».

Дмитрий Овсянников забыл предупредить, что пенсионерам самим придется доказывать свое право на льготный проезд.

На деле же пенсионеров просто кинули на амбразуры – идите и доказывайте свое право на льготу. А вместо «повышения качества обслуживания» пожилым людям плюют в душу. При этом так и нет внятного ответа на вопрос, когда будут выданы персонифицированные ЕГКС и самое главное – почему их нет до сих пор и кто в этом виноват.

И Дмитрий Овсянников, и Игорь Титов, как говорил герой фильма «Джентльмены удачи», наверняка были маленькими. И мама, и папа у них тоже «был». Вот бы протестировать льготы ЕГКС на пожилых родственниках наших чиновников! Наверное, тогда бы они и мировой опыт «внедрения» учли, и именные карты своевременно раздали, и сделали бы так, чтобы старикам не пришлось унижаться ради положенной им привилегии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *