В борьбе за жилье: как севастополец отстоял право на дом

Предприниматель из Севастополя Виталий Осадчий более двух лет судился с российским правительством города. Подконтрольные Кремлю чиновники хотят снести его частный дом, построенный в 2013 году – они утверждают, что здание было возведено с нарушениями российского законодательства.

В борьбе за жилье: как севастополец отстоял право на дом

Эта история началась в конце 2015 года, когда российское Управление земельного контроля Севастополя в своем акте проверки указало, что «расположенный на земельном участке Осадчего В.В. объект капитального строительства состоит из четырех этажей (включая цокольный), является новым объектом, выстроенным вместо реконструкции существующего одноэтажного дома, (и) состоит из нескольких обособленных помещений с отдельными входами и имеет признаки многоквартирного жилого дома».

22 декабря 2015 года Виталию Осадчему этим же органом было направлено предписание «об устранении правонарушения в виде возведения… многоквартирного жилого дома». На собственника была возложена обязанность в срок до 1 февраля 2016 года освободить земельный участок от «самовольной постройки».

Согласно судебным документам, «требования предписания ответчиком не были исполнены». Постановлениями судьи подконтрольного России Ленинского районного суда Севастополя от 11 сентября и 17 декабря 2015 года Осадчий был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП России, с назначением наказания в виде штрафа.

Вместе с тем, согласно заключению специалиста ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ», дом Осадчего соответствует строительному паспорту, выданному Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской администрации 4 ноября 2011 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования чиновников, суд первой инстанции указал, что «Осадчим В.В. в нарушение градостроительных норм и правил на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, возводится капитальный объект, состоящий из четырех этажей и по объемно-планировочным характеристикам являющийся многоквартирным жилым домом».

Российское правительство Севастополя в районном суде заявляло, что дом Виталия Осадчего является «самовольной постройкой», и требовало его сноса.

Со своей стороны, предприниматель в суде заявил, что его дом полностью соответствует проекту и до 2014 года ему были выданы все необходимые документы.

Однако Ленинский районный суд Севастополя 27 сентября 2016 года прислушался к аргументам российских чиновников, не обратил внимание на доводы ответчика и постановил дом снести.

«Полный правовой беспредел»

Не желая исполнять решение районного суда о сносе своего дома, Виталий Осадчий обжаловал судебное решение в апелляционной инстанции, однако безуспешно. Через несколько месяцев суд второй инстанции опять поддержал чиновников и не прислушался к аргументам собственника дома.

Решение о сносе моего дома – это полный правовой беспредел

Виталий Осадчий

Тогда, в октябре 2017 года, в комментарии корреспонденту Крым.Реалии предприниматель заявил: «Решение о сносе моего дома – это полный правовой беспредел. Это – наглое нарушение 6-го федерального закона, который гласит, что документы (на право собственности), выданные до 2014 года, будут действительны (и после марта 2014 года)».

По его словам, его жилой дом был включен в «черный список» из 50-ти объектов капитального строительства в городе, которые российское правительство Севастополя публично пообещало снести в 2017-2018 годах.

При этом Осадчий заметил: «Но это – не «черный список». Это – список жителей Севастополя, которые отказались сотрудничать с властями, отказались нести взятки и стали в судах защищать свои права».

В борьбе за жилье: как севастополец отстоял право на дом

Вместе с тем, предприниматель отметил, что он уже проиграл все суды нижних инстанций, и надежды на Верховный суд России у него нет, но есть надежда на международные суды и комитеты по правам человека.

Спасение из Женевы

19 декабря 2017 года Виталий Осадчий и его сын Богдан, проживающий в доме отца, подали жалобу в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, находящееся в швейцарской Женеве, в которой изложили суть проблемы.

Через три дня отец и сын Осадчие получили ответ от Комитета ООН по правам человека, согласно которому российским властям было направлено письмо с предложением «не выселять заявителя и не сносить его место жительства, в то время, пока его жалоба находится на рассмотрении Комитета».

В общем, документ из Комитета ООН повлиял на ход процесса.

24 апреля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску российского правительства Севастополя к Виталию Осадчему «о сносе самовольной постройки» по кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда Севастополя от 27 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2017 года.

Верховный суд России в своем определении указал, что суды первой и второй инстанции, рассматривавшие дело Осадчего, допустили существенные нарушения действующего российского законодательства, а именно «нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

В частности, Верховный суд России не согласился с тем, что дом Осадчего является «самовольной постройкой».

В определении Верховного суда России также говорилось следующее: «Ссылаясь на то, что построенный Осадчим В.В. жилой дом является многоквартирным, суд первой инстанции не указал, по каким признакам и на основании каких доказательств он пришел к данному выводу. В заключении судебной экспертизы вывод о многоквартирности дома отсутствует, дополнительные материалы, которые запрашивали эксперты (т. 2, л.д. 32) не представлены».

В итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России заявила о необходимости «отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2017 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции».

Верховный суд России направил бумагу в Севастополь на пересмотр дела.

В свою очередь, получив указание из Москвы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в своем апелляционном определении от 1 октября 2018 года расписала суть проблемы и то, какие нарушения были допущены городскими судами в отношении Виталия Осадчего. Она определила «решение Ленинского районного суда Севастополя от 27 сентября 2016 года отменить, апелляционную жалобу Осадчего В.В. удовлетворить».

Решение суда было вручено Виталию Осадчему в понедельник, 29 октября.

Итак, дом удалось отстоять, не без помощи Комитета ООН по правам человека.

Подводя итоги затяжных судебных процессов в комментарии корреспонденту Крым.Реалии, Виталий Осадчий сказал, что, по его наблюдениям, подконтрольные России суды в Севастополе заняты почти исключительно делами, в которых истцом выступает российское правительство города, а ответчиком – жители или коммерческие структуры Севастополя.

По его словам, в судах речь идет, в основном, о лишении собственности или расторжении договоров аренды.

Сергей Александров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *