Игры с генпланом: что происходит с главным документом Севастополя

Игры с генпланом: что происходит с главным документом Севастополя

Во вторник, 6 ноября, главный архитектор Севастополя Александр Моложавенко сообщил, что контракт с разработчиком генерального плана города будет расторгнут. Через два дня, в четверг, он же заявил журналистам, что в ближайшее время исправленный проект севастопольского генплана вынесут на новые публичные слушания. Представители подрядчика о возможном разрыве контракта и знать не знали. В какие игры играет российское правительство Севастополя?

В Севастополе до сих пор не утверждены ни генплан, ни правила землепользования и застройки, без которых невозможно развитие ни одного цивилизованного города. Принять ПЗЗ без генплана невозможно тоже. Однако его утверждение неоднократно откладывалось. Сначала это было сделано по самым объективным причинам: публичные слушания, со скандалами прошедшие в мае 2017 года, показали необходимость серьезных корректировок.

Выявленные системные проблемы будоражили Севастополь и после публичных мероприятий. В социальных сетях развернулись дискуссии о возможных последствиях принятия документа – как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе. Тут и там звучат возгласы типа «мы не этого ждали от присоединения к России», «почему никто не считается с нашим мнением насчет нашего города» и даже предложение «выходить с покрышками на улицы».

До покрышек дело не дошло – Россия основательно закрутила гайки в некогда политически бурном городе. Да и на митинг вышли только те, чьи интересы страдали при новом строительстве дорог или зданий.

Затем началась доработка проекта генплана с участием представителей департамента архитектуры и градостроительства, Минобороны России, структурных подразделений правительства Севастополя. Однако в апреле 2018 года российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников вновь отложил принятие документа, без объяснения причин.

Проволочки с принятием важного документа всерьез раздразнили Кремль и на выездном заседании Совета безопасности России правительству Севастополя было поручено принять генплан не позднее 10 декабря 2018 года.

В первой декаде сентября проект должен был быть размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а после этого должна была начаться госэкспертиза проекта. Эти сроки чиновники пропустили.

Глава комитета российского парламента Севастополя по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов считает, что правительство в лице губернатора намеренно тянет время. Однако заверяет: принимать генплан в спешке и наобум депутаты не будут. «Мы будем очень внимательно, под увеличительным стеклом, изучать все функциональные зоны, внимательно смотреть, учтены ли в проекте замечания севастопольцев. Это будет серьезная работа, которая займет не одну неделю и, возможно, не один месяц. «Подписываться» под проектом генплана, риски которого мы не понимаем и в надлежащем качестве которого не уверены, депутаты Заксобрания не будут», – обещает депутат.

В конце сентября директор департамента архитектуры и градостроительства Марина Ракова сообщила, что обновленный проект генплана Севастополя могут представить до конца года. Однако через несколько дней после данного заявления Ракова из правительства Севастополя уволилась. По информации местных СМИ, причиной такого решения стали многочисленные «устные распоряжения» губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, которые Ракова отказывалась выполнять. Последней каплей якобы стала очередная просьба главы города изменить в генплане функциональную категорию некоторых земельных участков на многоквартирную жилую застройку. Источники называют и бенефициара – офшорную компанию «Севастопольстрой», которую телеграм-каналы связывают с интересами главы города.

Заявлений череда

И вот, 6 ноября, о расторжении контракта с разработчиком генплана сообщил новоназначенный главный архитектор Севастополя Александр Моложавенко (до прихода Марины Раковой в правительство города Моложавенко уже занимал эту должность – авт.). Якобы правительство подозревает проектировщиков НИиПИ «генплана Москвы» в связях с авторами проекта застройки Байдарской долины. В связи с этим власти расторгнут контракт и обратятся в правоохранительные органы.

Неожиданному выпаду севастопольского чиновника очень удивился глава корпорации S.Holding Алексей Шепель, которого связывают с разработчиками генплана Севастополя. Интервью с бизнесменом опубликовал севастопольский портал «Примечания».

Компании Шепеля являются постоянными контрагентами НИ и ПИ «генплана Москвы» – разработчика генплана Севастополя. По слухам, этот институт находится в его подчинении. Сам бизнесмен это отрицает, но заявление главного архитектора Севастополя Александра Моложавенко о разрыве контракта по генплану комментирует весьма эмоционально.

Это непрофессионализм чиновника. Вы по понятиям, что ли, там живете?

Алексей Шепель

«Во-первых, должна быть отправлена претензия, – говорит он. – Этой претензии нет, есть просто всплеск эмоций какого-то чиновника на каком-то совещании – защита от наседающих на него жителей. Во-вторых, судебное заседание по иску правительства в первой инстанции назначено? Нет. Как и самого иска. Если оно будет, например, через месяц, то решение по первой инстанции будет не раньше марта. После принято подавать апелляцию, которая тоже продлится месяца 3-4. После есть кассация, потом Высший арбитражный суд. О каком расторжении контракта идет речь? Это непрофессионализм чиновника. Вы по понятиям, что ли, там живете?»

В одностороннем порядке этот контракт расторгнуть нельзя, потому что он был заключен по итогам торгов, заявляет бизнесмен. «На него потрачены бюджетные деньги, – напоминает он. – Расторжение возможно только по суду, если правительство подаст иск».

Оценив озвученные Шепелем риски, в правительстве Севастополя Моложавенко, видимо, осадили. 8 ноября главный архитектор уже рассказывал журналистам, что в ближайшее время исправленный проект генплана Севастополя вынесут на новые публичные слушания. Ранее чиновники заявляли, что слушаний больше не будет.

В мутной воде генплана не видать

«В мутной воде лучше рыбка ловится», говорит старая русская пословица. Почему же чиновники «мутят воду» в вопросе принятия градостроительных документов?

Интересно, что нынешний проект генплана Севастополя, разработанный институтом «генплана Москвы», выполнен без одной очень важной книги, которая там должна быть по закону и которая есть в старом генплане 2005 года. Это Историко-архитектурный опорный план. Ранее разработчик действующего генплана-2005 Георгий Григорянц сообщал, что этой книги даже не было в техническом задании для разработчиков. А техзадание должно было разрабатывать именно правительство, и утверждалось оно лично Моложавенко.

Одно из серьезных опасений связано с рядом территорий, которые находятся в границах достопримечательного места.

«В конце прошлого года в мое распоряжение поступил проект изменений в приказ Минкульта № 1864, которым устанавливаются требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита». Изучение этого документа показало, что под предлогом необходимости исполнения Федеральной целевой программы туда внесены 4 или 5 объектов, никакого отношения к ФЦП не имеющих», – рассказывал ранее депутат Вячеслав Горелов.

По его словам, исполнительная власть пыталась облегчить деятельность застройщиков на земельных участках, которые имеют особую коммерческую привлекательность, но расположены в границах достопримечательного места. В частности, предполагалось допустить высотную, до 32 метров, многоквартирную жилую застройку. Депутаты и сенатор от Заксобрания Ольга Тимофеева обратились в Минкультуры России с просьбой провести тщательную экспертизу изменений, подготовленных правительством Севастополя, и их опасения были услышаны.

Теперь, считает Горелов, аналогичные поблажки застройщикам могут перекочевать в генплан.

Если раньше можно было утвердить правила землепользования и застройки до принятия генплана, то сейчас юридическая возможность утвердить эти правила раньше генплана практически отсутствует

Антон Щукин

Между тем, заместитель директора ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» Антон Щукин считает, что затягивание принятия генплана одновременно затрагивает и утверждение правил землепользования и застройки.

«Если раньше можно было утвердить правила землепользования и застройки до принятия генплана, то сейчас юридическая возможность утвердить эти правила раньше генплана практически отсутствует. Значит, вы будете жить без этого документа столько, сколько это будет происходить», – пояснил он.

«Самая уязвимая здесь часть истории – это даже не те моменты, когда непонятно, на основании какого документа выдаются новые документы разрешения на строительство, пока генеральный план не утвержден, а то, что генплан определяет границы размещения объектов территориального, регионального и местного значения. И пока он не утвержден, изымать земельные участки, например, для размещения таких объектов, достаточно сложно. Процедурно это требует слишком больших усилий. Вот эта проблема – она совершенно очевидно будет стоять перед правительством в повестке дня», – описал Антон Щукин ситуацию, созданную городскими властями.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *