Севастополь надолго остался без очистных. Где деньги?

Севастополь надолго остался без очистных. Где деньги?

На месте советских КОС «Южные» зияет огромная дыра, труба перерезана, стоки льются неизвестно куда. Если правительство выгонит подрядчика, работы встанут минимум на год. Кто ответит за экологический и финансовый ущерб – ведь штрафов и санкций в контракте нет. А главное: где деньги?

Африканская республика Эритрея, с которой губернатор города Дмитрий Овсянников подписал договор о сотрудничестве на Ялтинском экономическом форуме, занимает второе место в мире по качеству экологии. С конца. Скоро к ней прибавится и Севастополь, считает глава общественной организации «За чистый Севастополь» Олег Николаев, пишут «Примечания».

По сути город с 600-тысячным населением остался без очистных. В середине ноября активисты движения «За чистый Севастополь» и лично Николаев побывали на стройплощадках КОС «Южные».

Советские очистные близ Камышовой бухты разрушены почти до основания, флотационные и ротационные отстойники разобраны, а труба, подводящая сточные воды со стороны города — обрезана. На месте КОС «Южные» сохранились, по сути, лишь цистерны биологической очистки.

На площадке реконструкции глубоководного выпуска в Голубой бухте активности нет: здесь работает лишь один экскаватор и несколько рабочих. Согласно проекту, подрядчик «Биотехпрогресс» должен вывести трубу на 1,5 км от берега. Однако следов новой трубы на берегу не видно, а старая, похоже, перебита. Куда же льются сточные воды?

Экологические последствия остановки реконструкции очевидны, подчеркивает Николаев. На КОС «Южные» ежедневно поступает около 50 тыс кубов сточных вод. И их объемы, благодаря строительному буму, все время растут. Промышленные стоки попадают туда же, в море.

Система не справляется: в Балаклаве, у Камышовой и в Казачьей бухты уже есть места, где канализационные реки текут прямо под ногами прохожих, по дворам жилых домов.

В зимний период загрязнение акватории не так заметно, но летом, когда морская вода прогреется, в ней начнут размножаться инфекции – ротавирус поражает Севастополь каждое лето.

Общественное движение «За чистый Севастополь» попросило Потребнадзор и Природнадзор выяснить, куда же все-таки сливают канализацию и каково санитарное состояние прибрежных вод. Кроме того, общественники планирует обратиться в экспертные организации за оценкой общего нанесенного городу ущерба.

Между тем правительство, будучи не в состоянии форсировать реконструкцию, собирается разорвать контракт с подрядчиком.

Если это случится, неосвоенные деньги ФЦП вернутся в федеральный бюджет, предупреждает о последствиях Николаев. И тогда местным чиновникам придется запрашивать их из Резервного фонда правительства РФ. На формальности уйдет как минимум полгода, а сами работы остановятся на год.

Такая же история — в парке Победы, где контракт с исполнителем «Глассок Крым» уже разорван.

Кроме того, есть угроза, что проектная стоимость очистных уменьшится на 30% — так работают бюджетные механизмы в Российской Федерации: неосвоенные средства срезаются.

КОС «Южные» и так спроектированы не идеально, считает Николаев. Как и во всем Крыму, в Севастополе могут возникать проблемы с водой — пока нас спасает лишь достаточное количество дождей. Поэтому идеальный вариант для южного, засушливого города — замкнутая система, когда сточные воды очищаются до состояния, пригодного для питья.

Такие системы работают во всем мире: в Сингапуре, Японии, США. В Бостоне находится кластер, куда сливаются стоки более 30 окрестных городов, и очищаются для повторного использования, привел примеры Николаев. Мало того, в «Тавриде-Электрик» у Алексея Чалого уже давно работают такие очистные.

Однако экология и сорванные сроки – это еще не все. Главный вопрос в этой истории: где деньги?

Контракт с «Биотехпрогрессом» заключен без казначейского сопровождения, что сделало возможным историю с исчезновением 2 млрд рублей в лопнувшем банке «ОФК».

Никаких штрафов в договоре, кроме требования освободить площадку за 10 дней в случае расторжения, не прописано. Подрядчика выгонят, а ущерб от срыва ФЦП, финансовый и экологический урон никто не будет возмещать.

Возникают разночтения в стоимости работ и размере уже освоенных денег. Депутат Госдумы Дмитрий Белик называет цифру 560 млн рублей, которые якобы получил «Биотехпрогресс». 23 июля в информации об одностороннем расторжении контракта указана сумма 17 млн рублей. 1 октября губернатор на пресс-конференции в ТАСС заявлял о расходах подрядчика в 200 млн рублей. В ноябре подрядчик обратился в суд с заявлением о компенсации в размере 59 млн рублей.

Какую из этих цифр можно считать верной, и кто ответит за исчезновение 2 млрд рублей?

Фигурантом уголовного дела о пропавших миллиардах является всего один человек -зам начальника ГКУ «Управление городского хозяйства». От подрядчика — никого, хотя, по заявлениям Белика, деньги со счета он успел снять. В пользу этой версии говорит тот факт, что компания «Биотехпрогресс» не заявилась в качестве кредитора в процедуру санации банка.

Тем временем в Ленинском суде Севастополя рассматривается административный иск Николаева и РОД «За чистый Севастополь» к губернатору города Дмитрию Овсянникову.

Общественники просят суд признать главу города виновным в преступном бездействии, которое привело к срыву сроков реконструкции очистных. Следующее заседание по делу состоится 4 декабря.

«Это административный иск, — поясняет Николаев. – Никакого наказания губернатор не понесет. Главное, чего мы пытаемся добиться: чтобы суд признал Дмитрия Овсянникова, первое лицо города, лично ответственным за срыв сроков реконструкции КОС».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *