Как российский Минкульт защищает Херсонес

Уважаемое министерство тоже может ошибаться, убедились ученые и обычные севастопольцы.

Как российский Минкульт защищает Херсонес

Недавно Генпрокуратура предписала Минкульту лучше сохранять памятники археологии. Для севастопольцев эта новость особенно интересна.

Охранники не без греха

Генеральная прокуратура РФ вынесла министру культуры Владимиру Мединскому и директору Института археологии Российской академии наук (ИА РАН) Николаю Макарову представление из-за многочисленных нарушений законодательства об охране памятников археологии. В частности, Минкульт «не на должном уровне» регулировал передачу обнаруженных археологических предметов в государственную часть Музейного фонда. Но это не единственная претензия правоохранителей к уважаемому министерству.

Как сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной, Министерством культуры не соблюдались требования к аттестации специалистов по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на археологические работы. Нарушения выявлены и в области популяризации результатов археологических исследований, архивного хранения научных материалов и управления федеральным имуществом. Шестеро должностных лиц Минкультуры России и Института археологии РАН привлечены к дисциплинарной ответственности.

Министерство выводы Генпрокуратуры не оспаривает: в его пресс-службе сообщили, что Владимир Мединский утвердил план устранения нарушений законодательства об охране памятников археологии. Закончить эту работу планируется в мае 2019 года. Проведена и аттестация экспертов.

Казалось бы, к Севастополю это не имеет никакого отношения. Но это не так. Напомним, именно мнение Министерства культуры приводится как истина в последней инстанции руководством музея-заповедника «Херсонес Таврический».

И апеллировать к этому мнению руководству приходится часто, поскольку происходящее в Херсонесе в последнее время, мягко говоря, не нравится многим. И не только обычным севастопольцам, шокированным обилием баннеров с цитатами великих и прочими малоуместными, на их взгляд, нововведениями, но и учёным.

Как российский Минкульт защищает Херсонес

Свою тревогу они пытаются донести даже до Президента — в августе к нему обратился с письмом бывший заведующий филиалом «Крепость Чембало», ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Николай Алексеенко. А Анатолий Туманов — также бывший сотрудник «Херсонеса Таврического», реставратор I категории — озвучил свои опасения на семинаре по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Москве. Происходящее на территории музея-заповедника он называет «варварством».

«Науку принесли в жертву культурно-массовым мероприятиям, — утверждает Туманов. — Всё внимание сосредоточено на них, а сами памятники в это время просто разваливаются».

«Всё благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника. Особо недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них. Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит», — констатирует в своём письме Президенту Николай Алексеенко.

Странные аргументы

Наиболее опасными для памятника представляются идущие на его территории строительно-монтажные работы и размещение многотонной аппаратуры. Для проведения фестиваля «Опера в Херсонесе», например, сюда завезли несколько фур металлоконструкций, установили четыре сцены, три экрана, трибуну для зрителей на 500 мест, сотни световых приборов и звуковое оборудование общей мощностью в 50 киловатт. Всё это, подчеркивает Анатолий Туманов, резко увеличивает антропогенную нагрузку, которую истинно заботящиеся о сохранении культурного наследия стараются снизить. Что же касается строительства, то возведение капитальных объектов (а иначе трактовать сооружение, закрывающее вид на башню Зенона, трудно) в границах территории объекта культурного наследия запрещено федеральным законом № 73-ФЗ.

Как российский Минкульт защищает Херсонес

Руководство «Херсонеса Таврического», к которому мы обратились с просьбой прокомментировать эти обвинения, во всём ссылается на Министерство культуры. Именно его специалисты гарантируют, что всё происходящее в Херсонесе не представляет для него никакой опасности. Все работы, вызывающие тревогу учёных и рядовых севастопольцев, отвечают утверждённой Коллегией министерства концепции развития музея-заповедника.

«Все установленные в настоящее время конструкции (настилы, информационные киоски и т.п.) имеют статус временных конструкций, установлены на период проведения фестиваля и могут быть демонтированы в кратчайшие сроки, при этом установка проведена способом, не наносящим урона археологическому наследию. Размещённые в настоящее время дизель-генераторные станции также являются временными, т.к. токонесущие линии, которые проложены в музее-заповеднике, физически и морально устарели, не имеют достаточно мощностей для обеспечения работы современного оборудования, которое было установлено в рамках проекта. На данный момент ведутся работы по переходу на городское электроснабжение необходимой мощности для переподключения оборудования, необходимого для обеспечения работы проекта „Исторический парк — Херсонес Таврический”, после чего генераторы будут демонтированы», — сообщила в своём ответе директор музея-заповедника Светлана Мельникова.

Сооружение у башни Зенона, по её словам, также абсолютно безопасно.

«Так называемая „бронзовая группа у башни Зенона” является обычным для многих музеев мира элементом навигации, т.к. представляет собой объёмный макет Херсонесского городища с показом существующих памятников и иных объектов, а также древних памятников, научные реконструкции которых нам известны. Данный макет создавался при участии учёных музея-заповедника и дорабатывался с учётом их замечаний. Нагрузка от веса макета распределена по площади её установки таким образом, что на поверхность оказывается минимальная нагрузка. Согласованным проектом… учтены все размещённые в рамках него объекты, конструкции, аппаратура и т.д. Установленные в рамках проекта элементы не оказывают непосредственного воздействия на памятники археологии, установлены без внедрения в культурный слой. Точки соприкосновения установленных конструкций, настилов и т.п. с поверхностью земли отделены слоем геотекстиля».

У Анатолия Туманова этот ответ вызывает недоумение: как может слой геотекстиля защитить от давления, которое оказывает это сооружение на памятник археологии? Помимо этого, «элемент навигации» закрывает оборонительную стену, по соседству с которой по чьей-то странной прихоти его решено было установить.

«Это капитальное сооружение — попробуйте его теперь снести, если всё забетонировано. Вот протейхизма — построенная херсонеситами передовая оборонительная стена, а вот эта штука, из-за которой уже ничего не видно. Вот пространство между оборонительными стенами — здесь раньше была дорога, по которой древние заезжали в город. Но теперь понять это невозможно, потому что прямо на ней стоит эта конструкция, нарушающая историко-культурный ландшафт. Почему этот элемент навигации нельзя было поставить, например, рядом с храмом Семи священномученников? Почему именно здесь?» — с болью говорит Туманов.

Не успокаивают специалистов и слова о том, что дизель-генераторы, без которых невозможно было проводить культурно-массовые мероприятия, были размещены на территории Херсонеса временно.

«Посмотрите мой последний ролик, который я снял в Херсонесе: там видно, что проводами они ободрали штукатурку, которой две тысячи лет», — предлагает Анатолий.

Не выявлено — не значит не существует

Есть в ответе руководства музея-заповедника и то, с чем нельзя не согласиться. Светлана Мельникова пишет о том, что удалось решить задачи, которые стояли перед музеем-заповедником десятилетиями. В качестве примера приводятся реставрация уникального памятника античной и средневековой фортификации «Куртина 19, Башня 16» и «вывоз многотонных археологических отвалов». Анатолий Туманов согласен: реставрация памятника — действительно долгожданное благо. Хотя есть и как минимум одно «но».

«Куртину 19 действительно привели в порядок. Но я, как реставратор, не очень доволен тем, как сделали забутовку. Они уложили камни рядами, а нужно было беспорядочно. Но хотя бы сделали, это правда. А вот вывоз отвалов… Да, их вывезли 300 тонн. Вот фотографии со свалки — вот античная колонна, которую вывезли вместе с мусором, вот средневековый карниз, вот арочный камень. Есть видео, на котором видно, что это снято именно на свалке. Вывозили всё это сорокатонные самосвалы, которые нагружали экскаваторами. Было это в июле прошлого года. Я контролировал погрузку всего один день. И весь этот день мотался от одного экскаватора к другому и вытаскивал прекрасно обработанные камни. Намотался так, что слёг с больной поясницей и ушёл на больничный. За один день я спас целую машину камней — их выгрузили в Херсонесе, и они там лежат до сих пор. А представьте, сколько ценного успели вывезти за остальные дни? О том, что выкинули колонну, я услышал от одного из водителей. Пошёл на свалку и, простите, просто офигел», — рассказывает Анатолий Туманов.

Мнение Туманова, подчеркнём, — это мнение не дилетанта, а реставратора первой категории и автора дипломной работы (кстати, защищённой на отлично), посвящённой консервационно-реставрационным работам на территории Херсонеса. И говорить о происходящем без боли он просто не может.

В заключение своего ответа редакции ForPost Светлана Мельникова ещё раз подчёркивает: «в связи с обращениями граждан Министерством культуры Российской Федерации были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и в рамках государственного надзора за объектами культурного наследия, нарушений не выявлено». Примерно в то же духе ответило на письмо депутата заксобрания Вячеслава Горелова и само министерство. Из его ответа следует, что никаких жалоб на процесс подготовки фестиваля не было и что в рамках госнадзора за объектами культурного наследия нарушений не выявлено.

И вот теперь оказывается, что Министерство культуры не безгрешно. Это подтверждает давно уже зародившиеся у специалистов и просто горожан подозрения, что одобрение министерства вряд ли может быть индульгенцией, особенно если речь идёт о действиях, явно противоречащих интересам объекта культурного наследия. Надеемся, уважаемое министерство сделает выводы и пересмотрит свой взгляд на происходящее в Херсонесе. Или, наконец, кто-то укажет ему на ошибки и в этом отношении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *