Умри ради «Тавриды»: взрывы уничтожают еще одно крымское село

За год федеральная стройка превратила Холодовку из зеленого рая в пыльный полигон с разрушающимися строениями. Взрывы уничтожают дома, карьер подбирается к окраинам, сельчан поставили перед фактом: взрывать все равно будут, так как щебень отсюда идет на нужды трассы «Таврида».

Умри ради «Тавриды»: взрывы уничтожают еще одно крымское село

Небольшое село на юго-востоке Крыма, расположенное вдали от трассы у западного склона горного массива Агармыш, славилось своим чистейшим воздухом. Даже рейсовый автобус — здесь нечастый гость — в село положена всего одна ходка в сутки, поэтому многие местные жители были вынуждены приспособиться и искать, как заработать на жизнь, не покидая границ села. Пока одни занимались сбором грибов, другие разводили хозяйство и пасли скот, а третьи осваивали пчеловодство.

Теперь все это уничтожено. Единственную дорогу в лес перегородили шлагбаумом. Даже когда не гремят взрывы, местных жителей не подпускают к лесным угодьям, говорит «Примечаниям» житель Холодовки Леонид Арсеньевич Бакулин.

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/sfSEHbmibr8" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

Меньше чем за год работы карьера дома местных жителей стали разрушаться и проседать из-за взрывов и разъезжающих мимо многотонных грузовиков. В домах зияют огромные дыры и обваливаются потолки.

В октябре местные жители попросили помощи у властей Судака. Но чиновники сразу же обвинили сельчан в попытке сорвать строительство федеральной трассы, рассказал Бакулин.

«Заместитель главы Судака Сергей Новиков приехал на собрание по поводу работы карьера и сказал, что мы саботируем стройку "Тавриды"», — вспоминает Бакулин. — Теперь люди боятся что-то говорить, они запуганы. Получается, мы даже не имеем права защитить свои дома».

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/esBDYsgyOCQ" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

В конце прошлой недели жители села поняли, что трещины — это только начало, и стали писать во всевозможные инстанции. Главе Совмина Крыма Сергею Аксенову, в Министерство экологии и природных ресурсов республики, в администрацию президента Путина. Пока ответов нет.

В Минэкологии Крыма заявили, что жалобы им не поступали, а карьер работает легально. Чиновники считают, что трещины в домах сельчан и пропавшая в колодцах вода — явления, не связанные со взрывами.

«Там не может ничего рушиться, там далековато от села, по памяти, километра три-четыре, — сообщил заместитель министра экологии и природных ресурсов Крыма Юрий Яценко. – Надо проверять, что там».

Чиновник говорит, что инициирует проверку, если сельчане обратятся в Минэкологии.

Между тем, по словам местных жителей, за год карьер приблизился к их домам и расстояние до карьера составляет даже не километр, а менее чем 800 метров. «Министр приводит старые и неактуальные сведения», — говорит Бакулин.

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/iuZrlyoBdLs" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

Карьер подобрался к окраинам села

Сам 70-летний пенсионер перебрался в Крым в 1983 году из промышленного Ижевска. Там на заводе он долгое время проработал заточником. В качестве «бонуса» получил профессиональное заболевание легких.

После переезда в Холодовку силикоз у Леонида Арсеньевича испарился. Его даже сняли с учета легочных больных. «Воздух здесь лечебный», — говорит пенсионер и поправляется: «Был».

Когда мужчина начал строить дом, то хотел пробурить скважину, однако не получил на это разрешения и был вынужден отказаться от затеи. «Тогда сказали, что бурить строго настрого нельзя, так как это зона минерализации воды, которая идет на Феодосию», — вспоминает пенсионер и добавляет, что теперь о воде, видимо, забыли, поэтому и разрешили не только бурить, но и взрывать. «Сейчас у нас упал уровень грунтовых вод: в колодцах нет воды, ставки, родники и речки сухие.

Вода ушла из-за взрывов, еще до летней засухи», — жалуется Бакулин и отмечает, что добыча щебня для восточного Крыма может обернуться экологической катастрофой.

По словам Леонида Арсеньевича, когда представители карьера появляются на сельских собраниях, то даже не раскрывают своих фамилий. Говорить на кого работают, коммерсанты отказываются. Общение сторон сводится к тому, что сельчанам дают понять, что им лучше держать язык за зубами и довольствоваться компенсацией — обещали выдать конфеты детям к Новому году и старикам дрова.

В Министерстве экологии и природных ресурсов Крыма заявили, что разработкой карьера занимается некая фирма «Технолидер». Предприятие с уставным капиталом в 50 тысяч и без сотрудников зарегистрировано в Симферополе. Учредителем его является Дмитрий Сташкив.

По данным портала «За честный бизнес», Дмитрий Сташкив является учредителем 12 юрлиц. Из них четыре зарегистрированы в Санкт-Петербурге и восемь в Крыму. Еще в трех фирмах он указан руководителем. ИП Сташкив Дмитрий Ярославович из Петербурга занимается операциями с недвижимостью за вознаграждение. В Союзе недропользователей соучредители — два питерских бизнесмена, занятые утилизацией отходов. Фирмы Сташкива занимаются также разборкой и сносом зданий, земляными работами, разработкой гравийных и песчаных карьеров, добычей глины и каолина, торговлей стройматериалами. ООО «Технолидер», разрабатывающее карьер в Холодовке, по документам специализируется на добыче песков драгоценных металлов.

Рейтинг многих компаний Сташкива, включая «Технолидер», по данным портала «За честный бизнес» — низкий. Так, отмечается, что соучредители некоторых фирм подали о себе недостоверные данные. Но чиновников в Крыму, похоже, такие вещи не смущают.

Директором ООО «Технолидер» значится Геннадий Сырбу — это имя уже не раз всплывало в «карьерных» скандалах Крыма. По сообщениям СМИ, в Курцах под Симферополем Сырбу давал понять местным жителям, чьи дома, так же как и дома жителей Холодовки, стали трещать по швам от взрывов, что жаловаться бесполезно, так как разрешение взрывать подписано главой республики. Местным жителям предлагали замазать трещины в домах и взрывать карьер чаще, но вполсилы.

Хотя чиновники и говорят, что жалобы к ним не поступают, и даже грозятся инициировать проверки. Но на деле деньги превыше всего — это подтверждают отгремевшие почти во всех регионах Крыма «карьерные» скандалы. Поэтому Холодовка – не первая и не последняя жертва, принесенная во имя федеральных проектов. Даже когда пыль от взрывов в Шархинском карьере накрывала заповедные леса и несколько поселков Южного берега Крыма, жалобы местных жителей никто не слышал — ведь камень отсюда шел на строительство «Тавриды», Керченского моста, Симферопольского аэропорта и на «Артек».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *