Херсонес под присмотром «варягов»: как повлияет на заповедник смена руководства

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» сменилось руководство: директор Светлана Мельникова возвращается на прежнее место работы – во Владимиро-Суздальский заповедник, расположенный в России. Она сообщила в прощальном письме, что ее отставка связана с истечением срока контракта. Теперь, по информации местных СМИ, Херсонес должна возглавить Елена Морозова – бывший сотрудник петербургского музея Водоканала.

Херсонес под присмотром «варягов»: как повлияет на заповедник смена руководства

Светлана Мельникова возглавила музей после нескольких неудачных назначений на эту должность. В 2015 году в музее разразился скандал из-за назначения директором настоятеля Свято-Владимирского собора в Херсонесе Сергия Халюты. Большинство сотрудников заповедника отказались с ним работать, требуя, чтобы музеем все-таки руководил профильный ученый. После этого в течение года обязанности руководителя исполняла замдиректора Херсонеса по научной работе Лариса Седикова. В 2016-м ее сменила Светлана Мельникова.

Журналист из Севастополя Давид Аксельрод рассказывает, что работа прежнего российского директора заповедника не устраивала некоторых ученых.

– В Херсонес, как и во многие другие учреждения Севастополя, пришло благоустройство: были вымощены дорожки, проведена реконструкция определенных объектов, возведены сцены для проведения публичных мероприятий. Научный коллектив музея-заповедника оценивает это неоднозначно: по мнению некоторых, это диссонирует с обликом музея, потому что он в основном каменный. При Светлане Мельниковой на территории Херсонеса зачастили различные фестивали, которые, тем не менее, проходили там с успехом. Не всем это нравилось, поскольку за время ее руководства музей-заповедник покинуло больше десятка ученых: по их мнению, наука там отошла на второй план.

Давид Аксельрод отмечает, что нынешнюю исполняющую обязанности директора и потенциального нового руководителя музея Светлану Морозову называют протеже функционеров Русской православной церкви, в частности епископа Тихона Шевкунова.

– Я слышал и другое мнение, что не стоит считать это назначение давлением со стороны церкви, потому что конфликта как такового в последнее время не было. Так или иначе, споры вокруг того, что на территории Херсонеса когда-то находился монастырь, продолжаются, но это научная дискуссия, а не конфликт яркий. Да, церковь постоянно пишет бумаги в государственные институты, поднимает эту тему, а музей приводит свои контраргументы. Назначение священника на должность директора в 2015 году и обострившийся тогда конфликт не получил своего продолжения сегодня. Скорее всего, госпожа Морозова останется директором, по крайней мере, в ближайшее время.

Бывший сотрудник заповедника «Херсонес таврический» Анатолий Туманов объясняет, почему вступил в противостояние с российским руководством.

– Когда появилась Мельникова, за довольно непродолжительный период было уволено или доведено до увольнения большое количество научных сотрудников, специалистов. Я сам ушел 20 июля 2017 года, потому что угробили мое здоровье и не слушали как специалиста. Чаша моего терпения переполнилась, когда я увидел, как относятся к памятникам, как на свалку выбрасывают архитектурные детали. Я вышел на одиночный пикет, когда открывалась сцена «Оперы в Херсонесе» – я назвал это половецкими плясками на древних руинах. Все эти конструкции массой 500 тонн – несколько сцен, зрительская трибуна, большое количество световой, звуковой аппаратуры – были поставлены на древних руинах 3 века до нашей эры, которые были в ужасном аварийном состоянии.

Анатолий Туманов сетует, что прямо у ворот Зенона построили большую конструкцию с бронзовым макетом Херсонеса, которая закрывает не просто въезд в древний город, но и часть передовой оборонительной стены.

– Еще бы немного вверх ее поставили – и самую большую в Херсонесе башню Зенона не увидели бы. Я думаю, это просто некомпетентность, люди просто не понимают. В прошлые годы мы старались, чтобы как можно меньше было современных элементов на городище. Сейчас этих элементов множество, уже стен не видно за ними. Хотелось бы отдать свои знания и навыки музею, но я не знаю, как к этому относится новое руководство.

Кандидат исторических наук, начальник Инкерманского отряда севастопольской археологической экспедиции Национальной академии наук Украины Эвелина Кравченко опасается, что под российским руководством Херсонес перестанет быть памятником из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Памятник перестает быть памятником, а потом он может быть выведен из списка ЮНЕСКО объектов культурного наследия

Эвелина Кравченко

– Я пытаюсь поддерживать связь с сотрудниками Херсонеса, потому что там хранятся наши вещи, отчеты, памятник наш. Некомпетентность руководства приводит к непродуманным шагам для содержания заповедника. Это не просто некомпетентность – это нежелание прислушаться к мнению специалистов. Херсонес по своему качеству памятника и заповедника давно отошел от стандартов Советского Союза, к которым апеллировала Мельникова и которые до сих пор использует Российская Федерация. Это уже происходит в Бахчисарае и сейчас начинается в Херсонесе. Памятник по международным нормам перестает быть памятником, а потом он может быть выведен из списка ЮНЕСКО объектов культурного наследия. Угроза пока призрачная, но вполне возможно, если они дальше будут так себя вести в Херсонесе, это может произойти.

Елена Ремовская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *