Севастополь: вход свободный, выход – платный

Севастополь: вход свободный, выход – платный

Свободная экономическая зона Севастополя превратилась в «клетку» для инвесторов.

За полторы недели до конца года возникло обстоятельство, которое может затянуть ведущие деятельность в рамках свободной экономической зоны Севастополя предприятия, в юридическую «воронку», вырваться из которой можно лишь с большими потерями.

Как сообщили ForPost предприниматели-резиденты СЭЗ, до 22 декабря 2019 года всем применяющим льготу пониженного страхового тарифа по фонду оплаты труда (ФОТ) предприятиям необходимо подготовить и подать в департамент экономического развития города (ДЭРС) Севастополя специальный пакет документов, содержащий множество «дыр». Которые приведут к тому, что правительство Севастополя фактически получит опосредованный контроль над финансами предприятий-резидентов.

Предыстория вопроса такова. В октябре текущего года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части СЭЗ на территории Крыма и Севастополя, в том числе предусмотрено согласование перечня мест работы физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта. В число участников СЭЗ Севастополя входит не только реально действующий бизнес, но городские ГУПы, в том числе включенные в печально известную программу приватизации.

Обращаться в ДЭРС за согласованием указанного перечня мест работы физических лиц не нужно лишь тогда, когда штатное расписание полностью соответствует инвестиционной декларации, поданной для заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Однако, такие случаи единичны. На практике, количество необходимых работников угадать получается далеко не всегда, и возникает расхождение – в том числе и превышение количества созданных новых рабочих мест, по которым резидент СЭЗ применяет льготы, над плановым показателем.

При этом юридическая ситуация такова, что резидентам СЭЗ создавать новые рабочие места сверх обозначенного лимита попросту невыгодно. Точнее, невыгодно без одобрения правительства Севастополя, которое нужно как-то получить.

Преступно создали рабочие места

Льгота пониженного страхового тарифа по ФОТ, пожалуй, главная мера государственной поддержки участников СЭЗ, получивших такой статус в 2015-2017 годах (с начала текущего года льгота на новых резидентов не распространяется). Логично, что без снижения страхового тарифа затраты на одно рабочее место заметно возрастут: если сейчас работодатель оплачивает страховые взносы в размере 7,6% от общего фонда оплаты труда, то на все «сверхнормативные» рабочие места уже надо будет платить 30%.

Более того, отступления от единожды утвержденного списка сотрудников не только невыгодны – они ещё и опасны.

Несогласованный в правительстве список сотрудников предприятия не только лишает участника СЭЗ права применять в следующем году льготу пониженного страхового тарифа по ФОТ, но и усложняет содержание рабочих мест и создание новых– ведь затратная нагрузка по ФОТ возрастет на 22,4%. Использование данной льготы без согласования несет в перспективе уже конкретную угрозу – внеплановую проверку, предписание об устранении нарушений, судебное расторжение договора с полным восстановлением (возмещением) ранее полученных налоговых льгот и прочих преференций.

Эта угроза ясно осознается участниками СЭЗ Севастополя. Как сообщили руководители компаний-резидентов, они предпочитают не прибегать к обозначенным в регламенте СЭЗ налоговым льготам, пусть это и тормозит развитие бизнеса. Слишком высок риск того, что при малейшем конфликте предпринимателя и городских властей возникнет «сигнал» о том, что предприниматель нарушает условия пребывания в СЭЗ – например, создает больше рабочих мест, чем ему положено.

Чиновник – горе инвестора

Изменения в Налоговый кодекс были приняты Государственной Думой ещё 25 июля 2018 года, и через три дня одобрены Советом Федерации. Однако, департамент экономики правительства Севастополя не предпринимал ничего, вплоть до начала декабря.

«Хоть бы раз собрали и рассказали, что, мол, дорогие инвесторы – у нас изменения в кодексе, давайте проработаем процесс адаптации, чтобы не страдала работа. Они несколько месяцев не могли найти времени, чтобы хоть сообщить об изменениях – а нам надо за неделю снова всё перепланировать на годы вперед», — заявил корреспонденту руководитель компании-резидента СЭЗ.

10 декабря резидентам СЭЗ были разосланы письма-уведомления – хотя сам документ был составлен ещё 7 декабря.

Порядка 20 резидентов успели приготовить документы в авральные сроки и обратиться в департамент экономического развития – где тут же получили отказ. По той причине, что запрошенные изменения в документы резиденты вносили в меру своего разумения, не имея чётко установленного образца – и, как легко догадаться, их точка зрения не сошлась с собственным мнением правительства Севастополя.

Учитывая тотальную дезорганизацию и невозможность инвесторов физически выполнить требования Налогового кодекса, о которых правительство Севастополя вспомнило за две недели до контрольного срока, время «Ч» было отодвинуто на понедельник, 24 декабря. И вряд ли кто-то сможет уверенно сказать, сколько работающих предприятий из числа резидентов СЭЗ останется в Севастополе уже в январе-феврале.

«Получается, что уже сейчас статус участника СЭЗ это не мера государственной поддержки, а угроза. Через четыре полных года функционирования появилось ощущение, что из словосочетания «свободная экономическая зона» можно смело убирать два первых слова», — подытожил в беседе представитель одной из компаний-резидентов.

Предыдущая новость:

«Светлое будущее» под вопросом: почему в Крыму вновь откладывают запуск ТЭС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *