Золотое дно, или Почему в Севастополе сорвана информатизация медицины

Золотое дно, или Почему в Севастополе сорвана информатизация медицины

Здравоохранение Севастополя, похоже, не собираются переводить на цифровые рельсы.

Провал программы информатизации здравоохранения Севастополя, о котором писали в августе 2018 года, обрастает новыми шокирующими подробностями. Всплыли на поверхность факты, которые позволяют предположить, что никто и не собирался создавать в больницах электронный учёт пациентов, карты больных и истории болезней. Зато деньги на эти цели осваивают молниеносно.

Схема, в которой успел разобраться ForPost, предположительно выглядит следующим образом. Шаг первый: под конкретного исполнителя объявляется конкурс. Шаг второй: подрядчик, выигравший конкурс, получив аванс, усердно работает. Шаг третий: через 10 дней заказчик подписывает акты выполненных работ подрядчику. Шаг четвертый: подрядчик получает свои миллионы за работу. Шаг пятый: информатизация завершена, по факту в больницах электронные системы не работают.

Новый обман?

Напомним: так называемая информатизация здравоохранения предполагала, что к 2017 году больницы и поликлиники Севастополя на 70% будут обеспечены системами комплексной безопасности и 70% всей медицинской документации будет представляться в электронном виде.

К 2019 году, как обещали чиновники жителям Севастополя, 95% всех документов в больницах и других медучреждениях должны быть переведены в электронный вид.

Несмотря на то, что на задачи информатизации до 2022 года в Севастополе выделено более 758 млн рублей, всего обозначенного выше у нас не будет.

Жителей Севастополя, как нам кажется, снова обманули — и продолжают это делать.

Правило «10 дней»

В конце 2018 года специальное подразделение горздрава Севастополя, отвечающее за информатизацию здравоохранения, — медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) — провело ряд конкурсов на разработку программного обеспечения и внедрение информационных систем на сумму более 15 млн рублей. Сроки выполнения работ по всем этим конкурсам — 10 дней.

Вдумайтесь, только за 10 дней, оказывается, якобы можно решить вопрос с тем, чтобы в больницах и поликлиниках всё было «через компьютеры», чтобы врачи имели доступ к единой базе данных пациентов и историям их болезней, чтобы из любой больницы было возможно отследить количество медикаментов в аптеках и на аптечном складе, чтобы в регистратуре пациента перенаправляли именно туда, где есть и специалисты, и свободные койко-места.

За 10 дней, уважаемые читатели!

Конечно, за столь короткое время всё это сделать невозможно. Но победителям тендеров акты выполненных работ давно подписаны. И по бумагам у нас с информатизацией всё в шоколаде.

Конкурсы «распила»?

Вот некоторые из этих, мягко говоря, странных конкурсов. Вчитайтесь внимательно в тематики конкурсов. Врачи, опрошенные ForPost, говорят, что многие из этих тем высосаны из пальца и не закрывают главных потребностей цифрового здравоохранения.

В середине декабря 2018 года ООО «Информационно-медицинский центр» получило 2.995.000 рублей по контракту за «услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Работы они выполнили за 10 дней. Какие молодцы!

Ещё один конкурс на точно такой же вид услуг на сумму 193.868 рубля (начальная максимальная цена контракта 2.983.333 рубля) выиграла фирма «Торговый дом «Гермес». Они тоже молодцы и умеют делать сложную работу за 10 дней.

Далее… 17 декабря 2018 года МИАЦ заключил контракт на «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения» на сумму 915.456 рублей с ООО «Центр информационных технологий „Южный Парус”». Сроки оказания услуг — не позднее 29 декабря 2018 года.

И сразу три конкурса выиграла фирма «Сибирский центр защиты информации», которая за 10 дней выполнила задачи по: «оказанию услуг по созданию региональной информационной системы мониторинга закупок лекарственных препаратов г. Севастополя» (2.996.666 рублей); «оказание услуг по созданию региональной информационной системы „Диспансеризация”» (2.778.600 рублей); «оказание услуг по разработке региональной системы специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан (РИС „Регистры”)» (2.853.333 рубля).

Рельсы трещат

В конце августа 2018 года после череды скандалов, среди которых была и наша любимая «информатизация», горздрав Севастополя возглавил крупный московский специалист Сергей Шеховцов. Тогда во главе МИАЦ стояла Наталья Палабужева, которая рассказывала, что переход здравоохранения на электронные рельсы идёт по плану, но на деле мало что менялось к лучшему.

Вскоре всё стало ещё хуже. Первым замом Шеховцова стал чиновник из Ханты-Мансийска Владислав Нусинов, который, как выяснилось, руководил МИАЦ Югры и с 2014-го по 2016 год, провёл с серьёзными нарушениями 38 закупок на сумму более 123 млн рублей. Эксперты ОНФ установили, что все эти конкурсы прошли без торгов. А в руководстве севастопольского МИАЦ Нусинов поставил Александра Сидоренко.

«Работаем в Севастополе три года, у нас было много сложных проектов, но я первый раз столкнулся с таким наплевательским отношением к закону», — рассказал Дмитрий Климушин — гендиректор фирмы «ЦЕХ», которая в сентябре 2018 года выиграла конкурс на сумму 3,5 млн рублей на оказание услуг «по созданию специального программного обеспечения организации работы стационаров и государственных бюджетных учреждений здравоохранения города».

По его словам, всё, что было написано в договоре, для нового руководства МИАЦ во главе с Сидоренко ровным счётом ничего не значит, и исполнять его в горздраве не хотят.

Дёшево и сердито

«Наш контракт был относительно небольшим, но при этом он закрывал минимум половину информатизации всех больниц Севастополя. Это автоматизация всех стационаров, всех аптек и аптечного склада. Мы своим договором закрывали 13 больниц по Севастополю, где есть койко-места», — говорит Дмитрий Климушин.

В работы, которые должна была выполнить компания «ЦЕХ», включена автоматизация управления койко-местами, автоматизация работы врачей и медсестёр стационаров и система распределения лекарств между учреждениями. Кроме того — программное обеспечение, внедрённое на оборудовании (серверах и компьютерах) МИАЦ, позволяет удалённо подключаться к больницам всем профильным ведомствам. Также — на выходе больницы должны были получить возможность удалённо обмениваться данными и «смотреть» информацию о пациентах Севастополя.

Но из 13 больниц, включённых в техническое задание, только больницы № 1 и № 5 были готовы к пилотному внедрению системы, готовность IT-инфраструктуры остальных 11 стационаров была под вопросом, говорит гендиректор компании «ЦЕХ».

«Пришёл пациент в больницу, например, к хирургу, а его не могут принять, поскольку нет стерильных инструментов. Посмотрели по общей базе, где можно его принять, и туда направили. И так можно делать по любым обращениям. У нас же сейчас в регистратурах посылают пациентов в отдалённые больницы города, просто для того чтобы избавиться от потока людей», — делится реальными случаями из жизни Дмитрий Климушин.

Конкурс без боя

Новые признаки, позволяющие сделать предположение, что нынешнее руководство МИАЦ Севастополя и департамента здравоохранения региона держат нас за дураков, только делая вид «информатизации», появились в сентябре 2018 года, когда фирма «ЦЕХ» выиграла свой конкурс.

По словам Дмитрия Климушина, контракт на 3,5 млн они получили без боя, поскольку других заявок не было. А фирма ЗАО «Витакор», под которую, вероятно, писались условия конкурса, просто забыла подать заявку. Сразу после конкурса, говорит Климушин, со стороны МИАЦ к ним начали приезжать «решалы» с требованиями внедрять только их систему — систему «Витакор».

Когда в фирме «ЦЕХ» усомнились в том, что «Витакор» по действующему техническому заданию сможет работать в больницах Севастополя и успеет внедриться к установленному сроку, им ответили, чтобы не волновались по этому поводу, и добавили, что акты выполненных работ, МИАЦ, как заказчик, им подпишет.

«Мы от этой авантюры, естественно, отказались. Нам не фиктивные акты нужны, а чтобы внедрённый нашей фирмой продукт реально работал в Севастополе. Но в МИАЦ нам сразу сказали, что мы должны внедрять „Витакор”, хотя в техзадании такого требования нет. Мы проанализировали первую десятку лучших российских медицинских информационных систем и выбрали питерскую МИС „Ариадна”, успешно внедрённую более чем в 300 медицинских учреждениях в нескольких десятках регионов России. Она закрывала весь комплекс требований технического задания, чего и близко не позволяют возможности „Витакора”. Разработчик МИС „Ариадна” взял на себя обязательства уложиться в 3 месяца, отведённые нам по договору. Тогда нам и начали вставлять палки в колёса», — рассказывает Дмитрий Климушин.

Как меняются правила игры

В МИАЦ нашли две причины для отказа дальше работать с успешным исполнителем. Первая — в программном пакете, который начала внедрять фирма «ЦЕХ», как и в большинстве сертифицированных российских продуктов, используется санкционная система управления базами данных Oracle. Хотя большая часть российских государственных информационных систем, в том числе и департамент здравоохранения Севастополя, без проблем работает на санкционных СУБД Oracle и MS SQL.

Вторая — система должна быть интегрировала с «Витакор». И при этом сам МИАЦ отказывался предоставлять информацию (переписка об этом есть в распоряжении ForPost) от фирмы «Витакор» для её интеграции в новую систему.

Важно отметить, что ни одно из этих требований не было указано в техзадании и не являлось предметом конкурса.

Но МИАЦ, видимо, решил избавиться от неугодной фирмы, которая того и гляди всего-то за 3,5 млн обеспечит информатизацию всех городских больниц, и 14 декабря 2018 года принял решение об одностороннем расторжении контракта.

Думаю, нашим внимательным читателям эта «схема» может напомнить поведение структуры правительства Севастополя в истории с запретом на реконструкцию Матросского бульвара, где ГБУ «Парки и скверы» также разорвали контракт с успешным исполнителем проекта.

Сейчас решение о расторжении контракта фирма «ЦЕХ» оспаривает в Арбитражном суде Севастополя. А жалобу в ФАС, которую направил МИАЦ с целью включения ООО «ЦЕХ» в перечень недобросовестных поставщиков, отклонили из-за отсутствия оснований. Более того, УФАС в вынесенном решении не нашло оснований для одностороннего расторжения договора.

Эпилог

ForPost не удалось узнать мнение о сложившейся ситуации руководителя МИАЦ Александра Сидоренко: сначала он был на совещании, потом не отвечал на звонки, затем оказался за рулём. Однако он обещал ответить на наш информационный запрос, который мы уже направили.

Дело не в конкретной фирме «ЦЕХ» и предпочитаемых ими программных продуктах, а в отношении чиновников к Севастополю. Как говорят специалисты, внедрив один раз информационные системы в горздрав за относительно небольшие деньги, дальше их нужно только использовать и поддерживать в рабочем состоянии. Если так будет, то взаимоотношения между всеми больницами, поликлиниками и аптеками станут максимально прозрачными и открытыми. Появится максимальная возможность контролировать ситуацию.

Но открытость мешает тем, кто наживает состояния, как в случае с возможным преднамеренным банкротством Севморпорта.

Кто из пациентов что-то слышал об информатизации здравоохранения в Севастополе и кто испытывал её блага на себе? А вместе с тем на неё в 2018 году уже потратили 50 млн рублей, а в 2019 году хотят потратить ещё 250 млн.

Будьте здоровы!

Предыдущая новость:

Курилы в обмен на Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *