США рано радуются, подрезав крылья нашим МС-21

США рано радуются, подрезав крылья нашим МС-21

Выпуск первого российского среднемагистрального самолета откладывается из-за санкций

США рано радуются, подрезав крылья нашим МС-21
Анна Седова

США рано радуются, подрезав крылья нашим МС-21
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Материал комментируют:

США рано радуются, подрезав крылья нашим МС-21
Владимир Попов

Серийный выпуск российских среднемагистральных самолетов МС-21 сдвигается на конец 2020 года из-за санкций США. Если точнее, причиной задержки стал отказ компаний поставлять композитные материалы, необходимые для изготовления крыла самолетов. Об этом рассказал гендиректор корпорации Ростех Сергей Чемезов в ходе международной оборонной выставки IDEX.

«В связи с тем, что американцы остановили поставку композитных материалов, мы переходим на свои композитные материалы. Мы должны были уже в конце этого года первые самолеты выпустить в серию, сейчас это сдвинется где-то к концу 2020 года», — сообщил он.

О том, что в производстве МС-21 возникли проблемы, стало известно еще в январе. Тогда «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщал, что ряд компонентов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов.

Немного позже ситуацию прокомментировал гендиректор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, предприятие которого и отвечает за крыло. Он пояснил, что в производстве использовалась продукция бельгийской компании Solvay, которую создает ее американское подразделение. В прошлом году «АэроКомпозит» оказался в санкционных списках США, после чего с 26 сентября компания прекратила поставки.

«Это не санкции, а технологические ограничения Министерства промышленности и торговли США. Активы у нас не арестованы. Речь идет о том, что товар, произведенный на территории США, по лицензии США либо с американской долей добавленной стоимости больше 25%, не может быть поставлен без соответствующей экспортной лицензии», — рассказал Гайданский.

По мнению главы компании, эти ограничения являются проявлением конкурентной борьбы в чистом виде, так как МС-21 может соперничать с самыми популярными самолетами этого класса Boeing 737 и Airbus 320/321. «АэроКомпозит» не имеет отношения к производству военной техники и уже подал апелляцию на решение Минпромторга США, правда, вряд ли стоит рассчитывать на успех.

В том же интервью Гайданский отметил, что необходимые импортные материалы можно будет заменить отечественными. Например, в последние годы «Росатом» построил завод в Алабуге, который производит подходящее угольное волокно. По другим позициям компания уже перешла на отечественные разработки, но для того, чтобы окончательно все заменить, нужно время. Некоторые эксперты называют даже 2025 год в качестве начала серийного производства.

Причем нужно не только время, но и деньги. По оценкам СМИ, стоимость проекта возросла в 2,3 раза. В 2019 году правительство направит 1,6 млрд рублей на производство самолета МС-21, в 2020 — 4,1 млрд, в 2021-м — 4,8 млрд рублей. Ранее на проект уже выделили более 158 млрд рублей. Всего до 2025 года планируют потратить около 437,4 млрд. Как говорил вице-премьер Юрий Борисов, к 2022 году 97% деталей для самолета будут производить на территории РФ.

Проблема прекращения поставок композитов уже обсуждалась на совещании с участием правительственных чиновников, а также структур ОАК, «Ростеха» и «Росатома». Одним из озвученных вариантов стало подключение к импортозамещению структур «Росатома», которые «обещали рассмотреть варианты оказания помощи». В итоге «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21.

Заказчиком работ выступит «Аэрокомпозит», но сроки начала работ прогнозировать сложно. Если они очень затянутся, заказчики вправе будут выставить производителю штраф за срыв сроков поставок самолетов.

Кроме того, после замены материалов могут возникнуть проблемы с сертификацией МС-21, особенно если они будут уступать оригинальным. Например, в ходе совещания предлагалось вообще отказаться от композитов, что лишило бы МС-21 преимущества перед аналогами. Но от такого варианта отказались. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что проблем, ставящих под угрозу проект, нет.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов в комментарии «СП» рассказал, что российским предприятиям вполне по силам заместить западные композитные материалы, так как существуют их аналоги в ВПК. Вопрос только в том, сколько времени на это уйдет.

— Такая проблема действительно есть, но она появилась не сегодня. О ней стало известно как минимум полгода назад. Когда санкционные мероприятия 2018-го начались, примерно в середине года наши партнеры предупредили, что вынуждены будут приостановить свои договорные обязательства на следующий год, и поставки материалов — стекловолокна, углепласта и композитов к ним — прекращаются. Поэтому мы заблаговременно начали разработку собственных материалов.

Имейте в виду, для военной авиации эти компоненты ВПК разрабатывает самостоятельно. Даже если есть возможность закупить их за рубежом, все это, как правило, дублируется, чтобы не попасть в такую ситуацию, когда на поставках военной техники скажется тот или иной инструмент давления Запада.

Поэтому в принципе у нас есть, чем заменить эти материалы, и мы можем выйти из положения. Просто нужно еще технологически поработать, развить масштабность этой отрасли, чтобы поступления углепласта, пластификаторов и других компонентов можно было наладить до массового производства.

«СП»: — Как долго займет этот процесс, не грозит ли это срывом сроков по всему проекту?

— Я не вижу тут ничего опасного. Это займет полгода, где-то год. Задержки и несогласованности будут. Но не забывайте, что наш ульяновский завод «Авиастар» работает на полную мощность. Именно они изготавливают самые крупные детали из углепласта и наноматериалов для самолета МС-21. У них все отлажено.

Когда несколько лет назад американцы на выставке увидели один из цехов, где отливаются и штампуются самые крупные детали, они признали, что на таком уровне это не под силу даже им. У них нет ни печей, ни прессов таких размеров. Поэтому у нас не все так плохо, и задержка с материалами не критична для создания МС-21.

«СП»: — Если мы сами могли производить все материалы, почему эта работа не была налажена раньше, все-таки санкции были введены не вчера?

— Как я уже сказал, пока мы производим эти материалы для ВПК, а там совсем другие объемы. МС-21 — это все-таки среднемагистральный самолет. Масштабность по сравнению с военными самолетами совсем другая и, думаю, было экономически выгодней закупать эти материалы. Зачем изобретать велосипед, если он уже есть и по сходной цене его можно приобрести за рубежом?

То есть мы шли двумя путями — сами разрабатывали и производили компоненты, и закупали их за рубежом. Это делалось в рамках международной кооперации. В конце концов, у нас идет глобализация процессов производства, на сегодняшний день это только приветствуется. Но санкционные мероприятия все это перечеркнули. Запад думал, что этим он очень больно ударит по нашей экономике и авиапрому в частности, но этого не произошло. Они снова просчитались.

«СП»: — АО «АэроКомпозит» не занимается военными разработками, только гражданскими, и как говорили представители руководства компании, они намерены оспорить санкции в международных судах. Есть ли шансы на успех?

— Можно попробовать это сделать. Но я бы отметил, что у нас есть и ГосНИИ авиационных материалов. А это уже государственная структура, часть деятельности которой закрыта. После распада СССР у таких госНИИ появилось много дочерних предприятий, некоторые встали на ноги, стали формально независимыми. Но основа находится у этих государственных структур, и на это может делать акцент Запад.

Хотя само по себе участие государства в этой отрасли — правильный подход и, надеюсь, мы еще восстановим его в полной мере. Посмотрите на тот же Китай, который опирается на частно-государственное партнерство. У нас же в 90-х был революционный подход, когда мы все разрушили до основания, а сегодня только встаем с колен. Всегда восстановить труднее, чем сохранить. Некоторые моменты у нас сохранились подспудно, хотя такой государственной задачи и не было.

Сегодня эта ситуация меняется. Мы наверстываем упущенное достаточно быстро, что пугает Запад и является одной из причин всех этих санкций.

Возвращаясь к МС-21, думаю, большого провала в его создании и постановке в серийное производство не будет. Через полгода все восстановится, через год мы его испытаем, проведем все сертификационные испытания.

Изначально мы должны были провести сертификацию типа в этом году и потом уже в полную силу эксплуатировать его в гражданской авиации, нарабатывать опыт. Сейчас есть задержка, значит, будем летать и испытывать то, что есть, интенсивней отрабатывать статистику отказов, нюансов работы систем. Это время мы не потеряем, его можно использовать для подготовки к стандартизации самолета и потом его мгновенного выхода на линии обслуживания пассажиров.

Справка «СП»

МС-21 — «Магистральный самолет XXI века», первый российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Разработан НПК «Иркут» на базе Як-242. Предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях.

МС-21 стал четвертым в мире самолетом с крылом из композитных материалов (наряду с Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries), именно с ними сейчас возникли проблемы.

Самолет впервые был испытан в мае 2017 года. На данный момент собраны и испытываются три авиалайнера. После 2020 года «Иркут» планировал производить 40 самолетов МС-21 в год. В мае 2017 на МС-21 было получено 312 заказов, 175 из которых — твердые контракты с внесенной предоплатой. 50 самолетов заказала компания «Аэрофлот».