Moody’s в прогнозе по России упомянуло риск «неорганизованной смены режима»

Рейтинговое агентство Moody's впервые назвало в числе рисков для российской экономики «неорганизованную смену режима». Аналитики агентства отметили рост недовольства россиян политической системой и возможные проблемы с переходом власти из-за «доминирования Путина». Но это риск отдаленный, а в ближайшем будущем России больше повредят стагнация из-за доминирования государства в экономике и новые санкции США, во введении которых в Moody’s не сомневаются.

Moody's в прогнозе по России упомянуло риск «неорганизованной смены режима»

Отдаленный, но осязаемый риск «неорганизованной смены режима» в России Moody’s упоминает в своих обзорах впервые. Переход власти к новому руководству осложнит доминирование Владимира Путина в российской политике, пишут аналитики агентства. Россияне недовольны действующей политической системой: на это указывают как результаты соцопросов, так и итоги последних региональных выборов, где даже ставленникам президента было тяжело мобилизовать электорат, говорится в докладе Moody’s.

Но это — отдаленный риск, подчеркивает агентство: сейчас более реальные проблемы — государственное доминирование в экономике, сокращение численности трудоспособного населения, санкции США и отток капитала.

Доминирование госсектора, который Moody's оценивает в 40–50%, препятствует росту инвестиций и производительности, создает неравные условия для деловой активности, усугубляет ситуацию с правом собственности и верховенством закона. Особенно государственный дирижизм заметен в коммунальном хозяйстве, добыче полезных ископаемых, транспорте, финансах, производстве электроники и оборудования. Отдельная проблема — низкое качество российских институтов: плохие показатели России по коррупции и верховенству закона, неэффективная судебная система и значительное влияние властей на деловую среду.

Moody's отдельно отмечает риски для сильного российского IT-сектора, который с 2008 по 2018 год обеспечил рост экспорта компьютерных и IT-услуг в 2,5 раза. По оценке аналитиков, «государственное вмешательство, которое варьируется от предполагаемого привлечения фирм по кибербезопасности к шпионажу до принудительной передачи контроля над успешными стартапами близким к правительству людям», угрожает его жизнеспособности.

В введении новых «подрывных» санкций против России Moody’s не сомневается. В их числе могут быть санкции против конкретных олигархов, близких к Кремлю, их предприятий, структур, вовлеченных в строительство газопровода Nord Stream-2, нового и существующего суверенного долга и долларовых расчетов российских госбанков. Санкции могут сорвать аукционы Минфина по размещению ОФЗ, привести к «структурному разрыву» рынка госдолга и обесценению бумаг. Если показатели государственных финансов ухудшатся из-за «неожиданно жестких санкций», Moody's может снизить кредитный рейтинг России. Но негативные эффекты будут временными, считают эксперты: санкции не смогут повредить ключевые преимущества российского кредитного портфеля.

Следствие опасений перед внешними шоками — отток капитала, который Moody’s называет главным внешним риском. В 2018 году он снова начал ускоряться из-за опасений инвесторов перед внешними шоками. Максимумов 2014 года нынешний отток вряд ли достигнет, но новые санкции и другие внешние шоки могут его ускорить.

Демографическая ситуация — один из ключевых внутренних рисков: сокращение численности трудоспособного населения при одновременном уходе с рынка поколений 1960-х годов сдерживает экономический рост. В 2018 году приток мигрантов впервые за 10 лет не смог компенсировать естественную убыль населения — оно сократилось на 93,5 тысячи человек. Смягчить дефицит рабочей силы может приток мигрантов из Средней Азии и Украины, вызванный социально-экономической нестабильностью и военными конфликтами, а также пенсионная реформа.