Как в Крыму «скорая» перестала быть скорой

Как в Крыму «скорая» перестала быть скорой

Вспышка гонконгского гриппа в Крыму обнажила острый дефицит работников скорой помощи. Бригаду приходится ждать часами. Хуже всего дела обстоят в Симферополе, Джанкое и Красноперекопске. Лучше экипажи укомплектованы в Ялте и Феодосии, но ждать придется и там. Одна из причин — низкие зарплаты.

На прошлой неделе ОРВИ в Крыму заболело 10 811 человек. Это выше эпидемического порога на 42,7%. В Севастополе заболеваемость ниже эпидпорога на 21,3%.

На полуострове активно циркулируют вирусы гриппа А. Преимущественно это гонконгский грипп, сообщили в управлении Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю.

Больше больных — больше вызовов скорой, которую приходится ждать часами. Есть жалобы даже на четырехчасовые опоздания.

В Центре медицины катастроф «Примечаниям» пояснили, что в задержках на выезды виновны несколько факторов: дефицит работников и ставки, количество которых в Крыму не пересматривали со времен Украины.

Нехватка врачей скорой помощи в целом по Крыму составляет порядка 46%. Чуть лучше дела обстоят со средним медперсоналом — 35%, дефицит водителей – тоже 35%. У водителей действительно низкие зарплаты – около 8 тыс рублей.

Опытный врач «скорой» может получать вполне достойную оплату за свой труд: со всеми стимулирующими, учетом интенсивности работы у некоторых специалистов выходит по 50 тыс рублей. Врачам с опытом работы до 6 лет приходится соглашаться на 21 тыс рублей. Ставка фельдшера — 16,5 тыс рублей, но также зависит от стажа.

В итоге некоторые экипажи работают с одним специалистом вместо двух.

Больше всего дефицит работников скоро» бьет по жителям Симферополя — здесь не хватает 50% бригад, при том, что обслуживают город и район 40 экипажей.

«Симферополь — город большой и к тому же его население сильно увеличилось за счет жителей ДНР И ЛНР, — рассказал начальник Центра медицины катастроф Сергей Олефиренко.

— Количество вызовов в Симферополе астрономическое: 8 тысяч в неделю. К примеру, в Ялте — тысяча выездов за это время».

Острая нехватка работников скорой помощи отмечена в Джанкое и Красноперекопске. Далее в списке аутсайдеров Евпатория и Керчь.

Относительно неплохо укомплектованы бригады скорой помощи в Ялте и Феодосии. Однако, как пояснил начальник Центра медицины катастроф, этого количества хватает только, чтобы без задержек обслуживать вызовы в межсезонье. Летом из-за наплыва отдыхающих, «скорую» приходится ждать.

По словам Олефиренко, в этом году ситуация с медиками может перемениться в лучшую сторону. В республике должна «бесперебойно» заработать программа земский доктор и фельдшер, в рамках которой специалистам, согласившимся работать в районах, положена компенсация на приобретение жилья: первым — 1 млн рублей, вторым — 500 тыс рублей.

Адекватной будет и компенсация за аренду квартир, обещает Олефиренко: крымчанам, сменившим место жительства, будут доплачивать до 20 тыс рублей, специалистам с материка — до 30 тыс. Будут льготы и на коммунальные услуги.

При этом начальник Центра медицины катастроф не отрицает, что в предыдущие годы эти стимулирующие «меры» толком не работали в республике. «Все решалось только в ручном режиме,- говорит Сергей. — Мы только сейчас поняли, как это должно работать. Теперь есть четкие инструкции и накладок быть недолжно».

Как работала программа компенсаций за арендуемое жилье в Крыму отчетливо видно на примере единственного ялтинского онколога Дмитрия Барановского, получавшего заработную плату в размере 24 тыс рублей и арендовавшего квартиру за 30 тысяч рублей: несмотря на его неоднократные обращения к республиканскому правительству и к главе Минздрава РК, оплачивать жилье ему не стали.

Министр здравоохранения Крыма Александр Голенко тогда заявил, что «доктора, которые соответствовали порядку, смогли получить компенсацию, которые не соответствовали — не смогли». Что это за порядок такой, осталось загадкой.

Недоукомплектованность штата работников Олефиренко объясняет и тем, что на полуострове действуют штатные нормативы, разработанные еще при Украине. Только спустя пять лет, в марте, работников скорой помощи российского Крыма переведут на новое расписание.

«Сейчас пересматриваем штатное расписание, чтобы увеличить количество выездных бригад, — рассказал начальник Центра. — Когда был переход «скорых» из ведения больниц в наш Центр в 2013 году, то работники получили те ставки, которые передала больница. Этот вопрос до сих пор не решался. И многие подстанции даже при наличии 100% штата не могут предоставить нужное количество бригад. У них есть штатные единицы, которые укомплектованы по одному человеку, несмотря на то, что мы бы могли поставить туда двух людей».

В итоге там, где необходимо 10 бригад по два медика, работают только 5-7 и часть из них — с одним только фельдшером.

Центр медицины катастроф ходатайствует о выведении водителей скорой помощи в отдельную тарификационную группу, что позволит довести их оклады до материковых 16,5 тыс рублей с доплатами.

Проблемы с финансированием у Центра медицины катастроф структурные.

«Центр — это наследие Украины, поэтому мы так и не были включены ни в республиканский, ни в федеральный классификатор, — поясняет Олефиренко. — Мы испытывали огромные проблемы с бюджетным финансированием, поэтому мы в этом году должны добиться, чтобы нашу организацию внесли в республиканский классификатор, тогда центр получит финансирование в полном объеме», — говорит руководитель центра.

Сейчас организация финансируются из средств бюджета на 30%, еще 70% — за счет ОМС.

Почему устранять проблемы крымского Центра медицины катастроф взялись лишь в этом году, спустя пять лет пребывания Крыма в составе РФ, вопрос открытый.

Сейчас специалисты Центра медицины катастроф готовят экономические обоснования для внесения всех поправок. «Нам не должны отказать», — уверен начальник Центра. Однако будут ли все запланированные Олефиренко планы воплощены в жизнь — тоже большой вопрос. Ведь это дополнительная нагрузка на республиканский бюджет, а на дворе – эпоха оптимизации государственной медицины.