«Родина вроде как одна»: украинцы в Крыму под прессом ФСБ

На стене его дома – кованый тризуб, во дворе – флаг Украины, он стоял на Майдане, остался жить в Крыму, но не продался за российскую пенсию. Теперь Олег Приходько пережил и обыск российских силовиков.

«Родина вроде как одна»: украинцы в Крыму под прессом ФСБ

Во дворе дома Олега Приходько

Дом семьи Приходько стоит в тихом селе Орехово неподалеку от курортного города Саки. Флаг Украины хорошо видно с улицы. В начале февраля в этот двор зашли вооруженные люди, в том числе – из ФСБ, которую глава семьи называет по-старому.

«Товарищи из НКВД в восемь часов утра калитку открыли, столпились здесь и начали ломиться в хату. Они представились, а я говорю: «Как страшно». Трое в масках вот тут стояли, с волынами», – вспоминает то утро Олег Приходько.

Российские силовики искали что-то запрещенное: наркотики, нелегальное оружие, экстремистскую литературу. Нашли и изъяли старые видеодиски и патриотическую символику.

«Ленточки всякие были: и жовто-блакитна, и червоно-чорна, и «Слава Украине», «Киевская хунта», шевроны были, потом просто – «Україна понад усе». Вон, видите, следы остались: здесь червоно-черный прапор висел, Степан Бандера висел, автоматы», – показывает на стену хозяин.​

Автоматы эти забрали на экспертизу, хотя и без нее понятно, что они игрушечные – из пластика. Олег переделал детские игрушки и повесил на стену для антуража.

Такое впечатление, что они просто боятся чего-то, всего: флажков, вот этих пластмассовых автоматов, людей, наверное, просто боятся!

Любовь Приходько

«На экспертизу отправили – он что, от этого стрелять начнет? Такое впечатление, что они просто боятся чего-то, всего: флажков, вот этих пластмассовых автоматов, людей, наверное, просто боятся!» – недоумевает супруга Олега Любовь Приходько.

До аннексии полуострова Олег возглавлял ячейку партии «Свобода» в том же районе Крыма, где живет теперь. Он трижды был на Майдане во время Революции Достоинства, оттуда и символика украинских националистов.​

«Родина вроде как одна»: украинцы в Крыму под прессом ФСБ

В доме Олега Приходько

Жилье семьи Приходько российские силовики обыскивали дважды. Первый обыск прошел в 2014 году, сразу после аннексии, но проблемы начались еще раньше – при Януковиче.

По их разговорам выходит, будто я на танке в Москву заехал и качаю свои права

Олег Приходько

«У меня когда-то было при Украине СБУ. Коммуняки пожаловались, когда их «святыню» якобы кто-то красками там обляпал. Вот то был шмон хороший, это еще в 2012 году, при этом предателе – Януковиче», – делится Олег.

Любовь считает, что именно с тех времен муж – под колпаком у спецслужб. На этот раз силовики приехали по тому же поводу. Мол, кто-то разбил и разрисовал свастикой местный памятник советским летчикам.

«В процессе (обыска – КР) меня спрашивает один из этих: «А муж ночевал в ночь какого-то числа дома?» Говорит, что там, в городе, разломали памятник какой-то и расписали свастикой. Я отвечаю, мол, во-первых, мужу уже 60 лет, какие памятники? И где он должен бегать, ночевать? Ну, он так ухмыльнулся… Мы сколько здесь живем, мы даже в парке-то не бывали», – пересказывает женщина разговор с российским следователем.

«Я на своей земле»

Олег показал нам символику, которой гордится – украинский тризуб на дымоходе.

«Вот смотрели-смотрели (российские силовики – КР), я думал, снесут сейчас, наверное, топором или еще чем-то, но удивляюсь, не тронули. Это я для себя, для души делал», – делится Олег.

И табличка на беседке – тоже для души. Надпись высечена другом Олега: «За честь, за волю, за казацкую долю. Слава Украине!»

Десятки лет ремеслом Олега была ковка, сегодня он гордится многими из своих работ. Занимался и сваркой – помог установить купол на украинскую церковь в Евпатории. Теперь, когда заказов немного, кузнец стал плотником.

Я на своей земле. Я тут был и остался

Олег Приходько

Супруги Приходько ведут сельский образ жизни, занимаются огородом и слушают английский рок (поэтому рядом с украинским флагом во дворе – британский), ухаживают за животными: собакой Борманом, тремя кошками и любимцем – котом Мышкой.

Любовь и Олег – украинцы, рожденные в Крыму. Поэтому ни минуты не сомневаются, что они вправе развешивать дома те флаги, которые им по душе.

«По их разговорам выходит, будто я на танке в Москву заехал и качаю свои права. Если я, например, житель Украины, приехал бы, волею судьбы меня забросило жить в Россию, я б там сидел и сопел в две дырки. Понимаете? Но я на своей земле. Я тут был и остался», – стоит на своем Олег.

«Мы родились при Украине, и родина вроде как одна», – добавляет Любовь.

Сейчас Олегу грозит штраф или арест до 15 суток за хранение символики, которую в России считают экстремистской. Если российские следователи докажут, что он причастен еще и к вандализму, наказание будет более строгим.

Александра Шевченко, Валерий Балаян, Инна Аннитова

Крым.Реалии