В Севастополе до сих пор не договорились, кто и как будет тратить наши деньги

В Севастополе до сих пор не договорились, кто и как будет тратить наши деньги

Дайте самостоятельно и быстро тратить, и будет хорошо! — требуют чиновники. Сначала проверим, потом поверим, — отвечают депутаты.

В департаменте финансов не считают справедливыми высказывания о "бесконтрольной трате" городского бюджета: в прошлом году по запросам Контрольно-Счетной палаты Севастополя правительство ежемесячно информировало контрольный орган об изменениях в бюджетной росписи, и ответных замечаний в адрес департамента не направлялось, сказано в письме, поступившем в адрес ForPost.

При этом их коллеги в Законодательном собрании уточняют, что сведения об изменениях поступают в КСП постфактум, когда все уже свершилось и исправить ничего нельзя, а это чревато растратой миллионов, а иногда и миллиардов.

Напомню: в Парке Ахматовой заплатили лишних 14 миллионов только потому, что мы узнали об этом после того, как всё уже было сделано, — там появилась подстанция не той категории, для сквера совершенно излишняя. Зато застройщики, находящиеся рядом, отлично смогут воспользоваться избыточной мощностью, — парировал глава бюджетной комиссии ЗС Вячеслав Аксенов.

Код не Да Винчи

Вносить изменения в бюжетную роспись Севастополя без ведома депутатов необходимо правительству города исключительно для скорости проплат и эффективности управленческих решений, это позволит главным распорядителям средств перераспределять для своих подопечных сэкономленное или неизрасходованное, не меняя при этом целевого назначения расходов, в который раз объясняют в департаменте финансов города инициативу об изменениях в региональный закон о бюджете.

В ведомстве аргументируют, что это уже позволило бы, в частности, департаменту здравоохранения выделить деньги для социальной поддержки студентов и ординаторов, чтобы после окончания учебы они приходили работать в медучреждения Севастополя. Раньше деньги на это шли непосредственно через потенциальных работодателей, а теперь их распределение должно быть централизовано — всё через депздрав. Различная кодификация расходов не позволяет это сделать легко и просто — решить бюрократическую проблему и создать основания для таких перераспределений как раз и призвана поправка в местное законодательство, сказано в письме из департамента за подписью и.о. директора Михаила Ноздрякова.

"Действующее законодательство позволяет правительству Севастополя самостоятельно перераспределять средства, если разница только в кодах", — в свою очередь, заверил глава бюджетной комиссии Заксобрания Вячеслав Аксенов, отметив, что в этом контексте проблемы студентов и ординаторов не должно существовать. Проблема возникнет, только если средства, выделенные на эту конкретную статью, захотят потратить на что-то другое — этого сейчас нельзя, но желаемая поправка как раз позволит чиновникам делать именно это, считает депутат.

Это особенно лакомо для манипуляций с деньгами государственных программ.

Можно не ждать месяцами

По словам и.о. главы департамента финансов правительства Севастополя Михаила Ноздрякова, из 20 госпрограмм, действующих в Севастополе, почти на 99% сверстан городской бюджет. Сами программы постоянно корректируются решениями правительства региона, что вызывает изменения в цифрах, а парламентское согласование в виде принятия закона об изменениях в бюджет — процесс процедурно не слишком быстрый и зачастую приводит к задержкам выплат на 2 и более месяцев.

Процесс корректировок может быть многократно ускорен, если, как в других регионах страны, будет активно использоваться механизм предварительного рассмотрения — те самые рабочие межведомственные совещания, встречи, совместная работа департаментов, комиссий и комитетов, которые в Севастополе представителями исполнительной власти игнорируются, — парирует депутат. Сессионные заседания заксобрания в Севастополе не посещают даже авторы правительственных законопроектов, приводит он пример неконструктивного подхода.

Почему у других работает

Бюджетный кодекс страны, по словам представителя департамента финансов, позволяет правительствам регионов принимать самостоятельные решения об объемах финансирования госпрограмм и внесении в них изменений. Такие нормы уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму: там основания для перераспределений денежных средств в рамках одной госпрограммы прописаны детально.

У правительства Севастополя такого права нет — оно ограничено региональным законом, объясняет Ноздряков, оговариваясь, что такое право Заксобрание Севастополя правительству города все-таки однажды дало, когда возникла необходимость в конце года срочно перераспределить средства, чтобы успеть их освоить, а не возвращать в федеральный бюджет.

Такие доводы называет лукавством глава постоянной комиссии по бюджету:

"Они говорят не всю правду. А вся правда заключается в том, что в подавляющем большинстве регионов и на федеральном уровне изменения в бюджет даже не рассматриваются правительством и, тем более, Государственной Думой или Федеральным собранием, если нет положительного заключения Контрольно-счётной палаты региона или Счётной палаты Российской Федерации. Они про это молчат", — говорит Аксенов.

На региональный закон, вводящий норму такого контрольного фильтра, принятой в большинстве регионов, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников уже несколько раз наложил вето, напомнил депутат.