Ханский дворец: «освоение» культурного наследия

Фирма, которая разработала проект так называемой реконструкции Ханского дворца в Бахчисарае, в минувшем году подготовила еще целый пакет научно-проектной документации для дальнейших реставрационных работ. Какие памятники культуры в очереди на уничтожение своей идентичности, а также кто стоит за «распилом» подрядов, приводящих к уничтожению крымской истории и культурного наследия?

Ханский дворец: «освоение» культурного наследия

Следующий!

Автором проекта «реконструкции» Ханской мечети в дворце в Бахчисарае выступает симферопольская фирма «Кирамет». Специалисты именно этой фирмы предложили заливать бетонный сейсмопояс поверх более легкой бутовой конструкции, спилить балки перекрытий и заменить полностью кровлю новой испанской черепицей.

Как выяснилось, «Кирамет» является разработчиком планов по реконструкции еще шести объектов культурного наследия на общую сумму более 95 миллионов рублей. Среди объектов культурного наследия Большая и Малая караимские кенасы в пещерном городе Чуфут-Кале, а также жилой дом XVII ст олетия на территории этого комплекса.

Помимо этого, фирма обследовала и провела оценку стоимости ремонтно-реставрационных работ на объекте «федерального» значения «Дом, в котором жил художник Айвазовский», а также регионального памятника «Особняк Мазировой» в Феодосии.

Несмотря на скандал вокруг Ханского дворца и передел этого куска бюджетных дотаций, «Кирамету» досталась часть финансирования, выделенного на второй этап «реконструкции» этого объекта. До конца июля они должны закончить разработку документации по ремонту и реставрации трех гробниц возле «обновленной» Ханской мечети.

Чего ждать?

Обнародования планов и уж тем более публичного обсуждения предлагаемых разработчиками решений ждать не стоит – судя по опыту предыдущих проектов, о тех или иных грубых ошибках, допущенных «реставраторами», общественность узнает уже постфактум. А вот прогнозировать наличие этих самых грубых ошибок имеются все основания.

Судя по опыту предыдущих проектов, о тех или иных грубых ошибках, допущенных «реставраторами», общественность узнает уже постфактум

«Кирамет» оскандалился не только в связи с «реконструкцией» Ханского дворца. Ранее эта структура выполняла аналогичный государственный заказ по противоаварийным работам в доме-музее Айвазовского. Как установил Ленинский районный суд российского Ростова-на-Дону, фирма действовала, не имея соответствующей лицензии и без проведения историко-культурной экспертизы.

«Облик объекта культурного наследия искажен, сменено историческое покрытие кровли и ее конструкции, работы проведены на конструктивах объекта без государственной строительной экспертизы», – отмечается в решении районного суда. Примечательно, что, несмотря на эти обстоятельства, в прошлом году «Кирамет» снова получает 10 миллионов на разработку документации для реставрации дома, в котором жил знаменитый художник.

Аналогичную ситуацию, в частности, общий стиль работы «рестовраторов» можно наблюдать и на другом объекте, план реставрации которого принадлежит «Кирамету» – это караимская кенаса в Симферополе.

«Сначала на объекте провели противоаварийные работы, заменили протекающую кровлю, оборудовали систему водоотведения, с фасада здания убрали «находившуюся в крайнем аварийном состоянии» штукатурку, а внутри – пролеты между этажами», – рапортует российское Министерство информационной политики Крыма.

Та же участь – замена кровли и перекрытий, а также исторического покрытия фасада – по всей видимости ожидает две следующих кенасы в пещерном городе Чуфут-Кале, да и все остальные объекты, отданные под проектировку этой фирме.

Настоящие «профессионалы»

Такие варварские решения вполне ожидаемы – ведь основной вид деятельности «Кирамета» никак не связан с проведением реконструкции на объектах культурного наследия. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, профильным видом деятельности фирмы является «деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях». При этом лицензию Министерства культуры России на проведение действий по сохранению объектов культурного наследия структура получила только два года назад.

Ничем, кроме скандалов с реконструкцией объектов исторического и культурного наследия, не известна и генеральный директор, а заодно и единственный учредитель «Кирамета» Юлия Иванишкина. А главный архитектор этой фирмы Андрей Ткачук ранее в архитектурном сообществе отметился только проектом строительства нового здания центрального автовокзала, который в жизнь воплощен не был.

И тем не менее с момента создания в октябре 2014 года фирма выиграла не менее 17 тендеров из 22, в которых участвовала, при этом основным заказчиком выступало казенное учреждение «Крымнаследие». Однако прямых связей учредительницы фирмы с кем-то из должностных лиц найти не удалось.

Рассчитывать на то, что в своей деятельности такие люди будут принимать во внимание культурную или историческую ценность при «освоении» очередного объекта, явно не приходится

В своих комментариях к ситуации с реконструкцией Ханского дворца экс-глава Рескомнаца Крыма Эдем Дудаков упоминал, что фирма-проектировщик связана с именем бывшего главы Рескома по охране культурного наследия Сергея Тура, а руководительница фирмы является родственницей чиновника из Симферопольского района. При этом Дудаков не указал источник происхождения этих данных. В тоже время, как выяснилось, по адресу регистрации «Кирамета» находится фирма «Технопроммонтаж», одним из учредителей которой является Денис Тур – родной брат экс-руководителя Рескома по охране культнаследия.

И это оказалось не единственное совпадение – по этому же адресу, и даже в том же офисе, что и фирма «Кирамет», зарегистрирована «Таврическая фруктовая компания», единственным учредителем которой является Виктор Банников, вполне возможно, тот самый, который в свое время исполнял обязанности главы крымского главка МВД. Сегодня Банников является бизнес-партнером Андрея Припутникова, который является основателем одной из крупнейших в Крыму строительных компаний «Профессионал». Рассчитывать на то, что в своей деятельности такие люди будут принимать во внимание культурную или историческую ценность при «освоении» очередного объекта, явно не приходится.

Справка:

Ханский дворец-музей в Бахчисарае – самый известный музей, связанный с историей крымских татар, территория летней резиденции крымских ханов Гераев. На территории музейного комплекса расположены дворец, гаремный корпус, ханское кладбище и мечеть. Он является кандидатом на внесение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Игорь Воротников, крымский блогер

Крым.Реалии