Ритуальная мафия: как «делят» покойников на ЮБК

Ритуальная мафия: как «делят» покойников на ЮБК

Чтобы получить справку о смерти, родственники должны заключить договор на погребение с частником.

Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Михаил Ремез рассказал об устройстве рынка ритуальных услуг на Южном Берегу Крыма.

В настоящее время, прейскурант на похороны на полуострове стартует до 15 тысяч рублей, в зависимости от места и логистики. Предварительно родственники или законные представители должны получить справку о причине смерти по форме 33. На основании документа в ЗАГСе выдают свидетельство, после которого начинаются хлопоты. Но в Ялте получить такую справку можно только через местные компании, после заключения договора с частником, средний чек которых — 30 тысяч. Чуть дешевле обходится кремация — 20 тысяч. Это фиксированная стоимость с учетом транспортировки тела в крематорий Симферополя. Монополию, по заверениям Ремезов, здесь держит ООО «Ялтинская похоронная компания», созданная городской администрацией.

«Так услуги продвигают многие, в том числе и «Ялтинская похоронная компания». Я обращался в полицию, так как это нарушение законодательства, но реакции от правоохранителей не последовало», — заявил эксперт.

По мнению Ремезова, бюджетники «сливают» контакты семей похоронным службам за вознаграждение.

«Схемы продажи информации применяются по всей стране, а нагрузка ложится на плечи родственников, так как сумма за подгон клиента включена в расценки на похоронные товары и услуги. Это приводит к навязыванию услуг населению, монополизации рынка и к отсутствию предпосылок для развития материально-технической базы отрасли. В Крыму нет прощальных залов, похоронных домов, а все ритуальные машины оснащены только двумя табуретами, служащими подиумом для прощания родственников прямо у моргов или у подъездов жилых домов», — рассказал вице-президент. По словам Ремеза, для получения места под захоронение граждане вынуждены обращаться в МБУ «Ритуал», которые направляют в похоронную компанию Ялты и «так обеспечивают аффилированную структуру клиентами». Конкуренты используют аналогичные схемы. Ялтинцы жалуются, что в местном морге выдают справки только после подписания договора с фирмой.

«Человек умирает, вызывается скорая помощь, полиция, справку получать либо у нас, либо в судебной экспертизе. Вам надо подъехать», — сообщили в морге, однако условия не уточнили.

Михаил Ремез — один из участников рынка ритуальных услуг, которому не дали разрешения на открытие крематория в Ялте из-за протестов местных общественников, обеспокоенных возможными выбросами из печей и коммерсантов, зарабатывающих на традиционном погребении. Сейчас за выделенные участок борются в суде. Отметим, что еженедельно в крематорий Симферополя поступают семь ялтинцев.

Одной из заинтересованных сторон является также и церковь. По словам Ремеза, несмотря на то, что РПЦ не порицает кремацию, священнослужители настаивают на погребении, даже если речь идет о перевозке тела в другой регион.

«Мы говорили с батюшкой, и он нам дал понять, что усопшие должны отправляться только в землю. Это, опять же, аффилированность с теми структурами, которые годами работали на алуштинских кладбищах», — уверен Ремез.

Примечательно, что на кладбище Алушты почти не осталось свободных мест под захоронения. Трупы закапывают прямо в русла рек, из-за чего кладбища регулярно подтапливаются, а застоявшаяся вода может попасть в Черное море.