Севнаследию и строителям не удалось «слить» историческую потерну на мысе Хрустальном в Севастополе

Обнаруженная на мысе Хрустальном в Севастополе потерна — подземный коридор, соединяющий фортификационные сооружения – была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Севнаследию и строителям не удалось «слить» историческую потерну на мысе Хрустальном в Севастополе

Решение было принято 1 августа научно-методическим экспертным советом при Севнаследии. Теперь его члены будут добиваться проведения на этом месте качественных археологических изысканий, а также приостановки строительства «культурного кластера», на территории которого находится объект.

На стороне истории

Инициатором постановки на учёт нового объекта охраны стал севастопольский художник и скульптор Виктор Чижов – непримиримый борец за сохранение исторического наследия и индивидуального облика Севастополя.

«Пока ещё всё не уничтожено, нужно это законсервировать. И поскольку эксперты установили, что это объект культурного наследия, потерну нужно внести в перечень и охранять, чтобы строители, не дай Бог, ее не уничтожили», — заявил председатель творческого союза «Севастопольская городская организация профессиональных художников» Виктор Чижов.

Напомним, ранее на территории мыса строители уничтожили арочную конструкцию старинного колодца, а прилегающую территорию просто залили бетоном.

Художник отметил, что строители пока не повредили подземный коридор, но в непосредственной близости от него продолжают работать экскаваторы. Сам объект расположен неподалеку от автомобильной парковки у памятника «Матросу и Солдату», на территории механического завода № 54, а в 19 веке – Артиллерийской слободки.

Эксперты научно-методического совета подчеркнули важность этой территории в истории города, отметили, что сами потерны никем обследовались, и выразили недоверие к проходившим археологическим исследованиям на мысе Хрустальном.

«Здесь нужно было проводить исследования в течение целого года. А тут появляется через год один исследователь, и второй, который тоже этим не занимался», — высказался председатель совета Юрий Падалка.

Севнаследие — за кого ты?

Представители Севнаследия сопротивлялись включению объекта в реестр. Их главным аргументом было отсутствие упоминаний о нем в городском архиве и в Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике (ранее – Музей обороны Севастополя). Однако ни этот, ни другие сторонники включения потерны защитный реестр не приняли.

Эксперты совета отметили, что информация о потерне может находиться в других архивах и музеях страны, например, в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (Архив ВМФ), а отсутствие упоминаний о сооружении лишь в двух источниках не является веским аргументом.

В тему:

На мысе Хрустальном все же будет жилье — Мединский

Поддержал якобы охраняющих историческое наследие чиновников только представитель застройщика — начальник технического отдела фонда «Национальное культурное наследие» Александр Чернов. Он заявил, что данная потерна имеет не сводчатое, а прямоугольное сечение. Отделка прохода выполнена кирпичом уже в XX веке, да и проход, по его словам, ведет «в никуда».

Все это, как отметил Александр Чернов, указывает на отсутствие оснований для включения объекта в перечень. Однако члены совета решили не делать поспешных выводов, основываясь на мнении заинтересованного инженера, а провести независимую экспертизу, которая бы расставила все точки над «i».

Выигран бой, но не война

Включение исторической потерны в перечень выявленных объектов культурного наследия — лишь первый шаг в её защите, потому что после утверждения в статусе «выявленного» экспертиза должна найти (или нет) основания к полноценному статусу объекта культурного наследия.

Эксперты настаивают: работы, которые безо всяких разрешений, но под внимательным взглядом Минкульта ведутся на мысе Хрустальном, должны быть остановлены и проведена качественная археологическая экспертиза.