Севнаследие расчленило центр Севастополя

Похоже, что это сделали во имя реконструкции Большой Морской.

Севнаследие расчленило центр Севастополя

Фото: Анатолий Винник. Источник: photoshare.ru

Архитектурный ансамбль центральной части Севастополя не нуждается в охране как уникальный градостроительный комплекс — к такому удивительному выводу пришло городское управление охраны объектов культурного наследия (Севнаследие). Как стало известно, ещё в апреле 2019 года оно исключило «Градостроительный комплекс городского кольца Севастополя» из реестра выявленных объектов культурного наследия (ОКН).

Севнаследие расчленило центр Севастополя

Напомним: после полного разрушения города в годы Великой Отечественной войны здания на улицах Ленина, Большой Морской, проспекте Нахимова и площадях Нахимова, Лазарева и Ушакова строились как единый архитектурный ансамбль. Уникальность этого факта и самого ансамбля многократно отмечалась историками, архитекторами и культурологами.

Восстановление центральной части города завершилось в 1952 году. Впервые в список памятников архитектуры решением местного исполкома градостроительный комплекс Центрального городского кольца был включён в 1980 году. С тех пор он защищался как единый ансамбль независимо от охранного статуса своих зданий.

Почему вдруг это оказалось неважно и ненужно? И каким образом градостроительный комплекс, имевший полноценный охранный статус несколько десятилетий, вдруг оказался в числе только что выявленных (то есть потенциальных) объектов культурного наследия? К сожалению, глава профильного управления Михаил Рязанцев отказался отвечать на этот вопрос по телефону. но, как выяснил ForPost, такую процедуру прошли все памятники Севастополя: в первую очередь — фдерального значения, во вторую — регионального.

Слишком много охраны

В своём решении Севнаследие опиралось на результаты государственной историко-культурной экспертизы, проведённой Андреем Леонидовичем Баталовым — заместителем генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе и членом президиума Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации.

Подписанный им акт экспертизы сообщает, что городское кольцо — самый «репрезентативный» и целостный по своему образу район Севастополя.

«Объёмно-пространственное решение в застройке этих кварталов строилось на масштабном, цветовом и стилистическом единстве сооружений с учётом и подчёркиванием городского рельефа, что является безусловной достопримечательностью Севастополя», — признаёт Андрей Баталов.

Какие же аргументы нашёл столичный эксперт, чтобы обосновать ненужность защитных мер?

Охранять единый ансамбль центр Севастополя нецелесообразно, потому что вполне достаточно того, что большинство его зданий защищаются по-отдельности — считает Андрей Баталов (смотрите документ в приложении к материалу).

«Практически все жилые и общественные здания, выстроенные по периметру кольца, а также мемориальные и монументальные памятники, включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения, на которые разработаны и утверждены предметы охраны и границы территорий, что обеспечивает им сохранность в историко-градостроительной и природной среде», — говорится в документе.

Кроме того, городское кольцо «как ценный градоформирующий объект» входит в охраняемую законом территорию исторического поселения федерального значения город Севастополь, и это тоже, по мнению эксперта, является для архитектурного комплекса достаточной страховкой от нового строительства и перепланировки.

В итоге — вывод о том, что «включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия объекта с наименованием „Градостроительный комплекс Городского кольца” повлечёт за собой фактическое дублирование статуса уже включённых в реестр объектов культурного наследия», а значит — «нецелесообразно».

Покажите паспорт

Что это значит и для чего могло быть принято такое решение — с этими вопросами ForPost обратился к своим экспертам — и местным, и московским. Они оказались едины и во мнении, и в аргументах.

«Исключать городское кольцо как ансамбль из реестра охраны — глупость неимоверная. Оно ценно именно ансамблевостью, ведь далеко не каждое его здание имеет неповторимую ценность, но все вместе они — шедевр!» — считает архитектор, член общественно-экспертного совета при Севнаследии Наталья Безнос.

Архитектор категорически не согласна с тем аргументом, что достаточно охранять отдельные объекты, а аргумент об охранных зонах вызвал возмущение эксперта.

«ООО «Гуар» сделало отвратительные паспорта объектов. Оно провело границы памятников, зданий по их стенам! Это как границы дерева обвести по его стволу, а крону, корни не считать. И эти паспорта были приняты. В 2016 году, когда это делалось, я возмущалась, и меня быстро исключили из экспертного совета, в этом году вернул <глава совета> Юрий Вадимович Падалка», — рассказывает Наталья Безнос.

Беда этих паспортов и в том, говорит она, что они игнорируют важные детали: часть домов городского кольца соединены арками, есть красивые ограждения с шарами и балюстрадами, но всё это зачастую не включено в паспорта домов. Охрана ансамбля заставляла всё это учитывать и защищать, а так все эти элементы оказываются брошенными.

«Более того, при охране архитектурного комплекса вынуждены были бы учитывать дворы — они тоже имеют свою ценность, и они там роскошные. А сегодня это будет разрушаться», — заключает Натальи Безнос.

По предположению эксперта, это могло быть сделано для упрощения реконструкции Большой Морской.

«Теперь надо снова подавать заявку в Севнаследие, чтобы кольцо взяли на учёт как памятник», — заключает Наталья Безнос.

Бестактная реконструкция

Для известного архитектуроведа, профессора МАрХИ и сотрудника СевГУ Елены Овсянниковой известие об исключении Центрального городского кольца Севастополя из реестра памятников новостью не стало. Этот вопрос поднимался на последней конференции Севнаследия, уточнила она. Аргументы, которые привёл тогда Михаил Рязанцев, уже изложены выше.

«Меня смущает то, что все ОКН названы штучно, а не как ансамбли, что в документации по каждому объекту много фактических (вполне устранимых) ошибок и что не учтены малые формы и инженерные сооружения: подпорные стенки, балюстрады, арки между домами и прочее», — говорит профессор МАрХИ, разделяя позиции своего севастопольского коллеги.

Севнаследие расчленило центр Севастополя

Источник: old.vsevgallery.com

К слову, на прошлогодней конференции Севнаследия Елена Овсянникова говорила о некачественной работе «Гуара» по паспортизации объектов культурного наследия на городском кольце, и не только об очерчивании границ памятников по контуру объектов. Теперь стало очевидно, к каким последствиям это может привести в самое ближайшее время.

«Такой подход явно на руку авторам проекта благоустройства Большой Морской: покрытие гранитом тротуаров с их расширением, введение новых малых форм, не соответствующих стилистике послевоенной архитектуры. И это может привести к уничтожению ценных элементов городской среды ради сомнительного заработка исполнителей благоустройства», — считает Елена Овсянникова.

Как пример территории, которая может потерять исторический облик от реконструкции, затрагивающей, похоже, не только улицу, но и ряд дворов и скверов, профессор называет сквер с красивыми малыми формами у дома на Большой Морской, 3.

«Я на самом деле за современную архитектуру, — уточняет она, — но тактичную по отношению к наследию и тонко прорисованную. Тем более если речь идёт об историческом поселении».

При этом до спальных районов Севастополя никому дела нет, обращает внимание Елена Овсянникова.

«Все хотят «прославиться» в центре Севастополя. Такие амбиции сомнительны, требуют подтверждения качеством проектов и их профессиональным обсуждением», — заключает она.

Предыдущая новость: