Конец вольнице: у севастопольской фирмы отобрали тысячи гектаров леса

Конец вольнице: у севастопольской фирмы отобрали тысячи гектаров леса

Практически одновременно в Севастополе и в российской Калуге суды вынесли решения, касающиеся тысяч гектаров леса, ранее переданных властями города в аренду за копейки частной структуре. Превысивший полномочия чиновник уволен месяцем ранее, и кто будет нести ответственность за беспрецедентное по масштабам нарушение закона, пока неясно.

Арбитражный суд Центрального округа в Калуге 13 ноября признал недействительными охотхозяйственные контракты российского правительства Севастополя с частной фирмой ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» по 10-ти лесным участкам общей площадью около 3800 гектаров, что составляет 10 процентов всех севастопольских лесов. Соответствующее решение опубликовано на сайте суда.

Лесные угодья расположены в урочищах Алсу, Сухая речка, Сухой ручей и Аязьма, на Тороповой даче и возле горы Гасфорта. Также ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» получило в аренду и незаконно возведенный до 2014 года охотничий вольер в заказнике «Мыс Айя» площадью около 600 гектаров.

Менее чем через две недели, 25 ноября, подконтрольный России Арбитражный суд Севастополя удовлетворил два иска прокуратуры города и признал недействительными два приказа начальника главного управления природных ресурсов и экологии Севастополя (Севприроднадзор – авт.) Сергея Самойлова. Этими приказами в июне и июле 2018 года были утверждены проекты освоения лесов, разработанные обществом с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство». На основании этого частная контора получила в пользование лесные участки в государственных природных ландшафтных заказниках регионального значения «Мыс Айя» и «Байдарский». В настоящее время решения по двум искам Арбитражным судом Севастополя приняты, но пока не вступили в законную силу. Рассмотрение еще одного иска российской Генпрокуратуры, также касающегося «лесного вопроса», состоится 3 декабря.

Гектар за 7 копеек в год

Упомянутое ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», удачно копирующее название официального государственного органа, связано, по данным СМИ, с группой компаний «Эллада». Создано общество с ограниченной ответственностью было еще до аннексии, а потом перерегистрировано под российское законодательство.

По данным системы «Селдон Базис», «Орлиновское охотничье хозяйство» принадлежит Светлане Королевской – жене бывшего замглавы Минтранспорта России Константина Королевского, являющегося братом народного депутата Украины Натальи Королевской; бизнесмену Ивану Монаенко; Павлу Сырцеву – бывшему депутату Заксобрания и экс-директору департамента культуры Кировской области России, с которой связана часть карьеры Дмитрия Овсянникова; Виктору Сивцу – бывшему главе государственного агентства лесных ресурсов Украины.

За некоторыми из этих лиц тянется шлейф скандалов и уголовных дел. Так, Виктора Сивца СМИ называли «лесником Януковича» и подозревали в отмывании денег и получении взятки. Против Павла Сырцева Следственный комитет России возбуждал уголовное дело, о чем писали кировские СМИ, он же в 2015 году был признан виновным в незаконной предпринимательской деятельности и приговорен к штрафу в размере 60 тысяч рублей и трехлетнему запрету занимать должности в органах власти, однако был освобожден от наказания по амнистии.

Контракты с правительством города на аренду 3758 гектаров ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» заключило осенью 2017 года. Цена была совершенно символической – 270 рублей за всю площадь. Или приблизительно по 7 копеек в год за гектар.

Возврат

Проекты освоения лесов, как упоминалось выше, были утверждены Севприроднадзором летом 2018 года. Когда о странных контрактах узнали общественники и депутаты, волна возмущения в Севастополе поднялась нешуточная. Сразу выяснилось, что Севприроднадзор сильно превысил свои полномочия – право утверждать подобные документы есть только у Минприроды России. Также выяснилось, что в итоговом голосовании по проведению госэкспертизы проектов освоения лесов не участвовали представители общественных объединений, занимающихся охраной природы.

Незаконные приказы Севприроднадзора моментально опротестовала российская прокуратура Севастополя, тем более что тогдашний губернатор Дмитрий Овсянников и прокурор города Игорь Шевченко были в сильных контрах. Но, как сообщала позже пресс-служба надзорного ведомства, «протесты, принесенные Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой на противоречащие закону приказы, руководителем Севприроднадзора неправомерно отклонены».

Правительство же города подавать в суд на собственное структурное подразделение не спешило. И вскоре за него это сделала Генеральная прокуратура России. Но почему-то подала иск в суд в отношении Севприроднадзора, а не правительства Севастополя. Рассмотрение исков продолжалось с октября прошлого года.

Арбитражный суд Севастополя 31 декабря 2018 года полностью удовлетворил иск Генпрокуратуры России к Севприроднадзору и компании «Орлиновское охотничье хозяйство» и постановил расторгнуть заключенные с фирмой договоры.

В 2019 году ситуация начала принимать анекдотичный оттенок. В январе решение Арбитражного суда Севастополя оспорили и ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», и правительство города. 21-й арбитражный апелляционный суд их жалобы удовлетворил, а также отказал заместителю генпрокурора России в защите публичных интересов и интересов Севастополя.

Леса снова вернулись в частные руки, но разбирательство продолжилось уже в Арбитражном суде Центрального округа в Калуге.

Интересно, что месяц назад, 17 октября, и.о. губернатора Севастополя Михаил Развожаев отправил начальника Севприроднадзора Сергея Самойлова в отставку. Самойлов работал в Севприроднадзоре с 2014 года, а в должности начальника ведомства – с июня 2016 года. Именно он подписывал злополучные приказы о раздаче лесов за копейки, а по российской традиции отвечает всегда стрелочник.

Так, 15 октября российскими следственными органами был задержан глава департамента городского хозяйства Севастополя Михаил Тарасов. Его подозревают в превышении должностных полномочий при заключении контракта на строительство канализационно-очистных сооружений «Южные».

А 18 октября по подозрению в превышении полномочий был задержан директор департамента градостроительства и архитектуры Александр Моложавенко – он подписал разрешения на ввод в эксплуатацию зданий, чего делать было нельзя по закону.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость: