Севастопольские перевозчики остались без компенсации за льготников

Севастопольские перевозчики остались без компенсации за льготников

Проблема была прогнозируемой.

С марта 2019 года севастопольский городской транспорт был переведён на регулируемый тариф. Кроме этого, льготные категории граждан получили возможность бесплатно пользоваться всеми видами транспорта, а не дожидаться троллейбусов, как было раньше. Добавьте сюда введение карт ЕГКС, и вы поймёте, что в 2019 году эта важная сфера городской жизни пережила настоящую революцию.

Ура или не ура

Многими горожанами эти решения были встречены на ура, однако очень скоро обнаружилась масса побочных эффектов. И дело даже не в том сумбуре, который сопровождал введение карт ЕГКС. Одним из негативных последствий стало практически полное исчезновение маршруток на вечерних и тем более ночных улицах: ездить по установленному тарифу ночью перевозчикам невыгодно.

Рядовые пассажиры, возможно, считают, что все расходы перевозчиков с лихвой компенсируются из бюджета. Те же говорят, что по факту денег, которые им выделяются на компенсацию льготных перевозок, катастрофически не хватает.

Сейчас компенсацию получают шесть частных компаний и ГУП «Севэлектроавтотранс». При этом у некоторых компаний лимит выделенных им средств иссяк ещё в середине сентября. Сейчас — конец ноября, и к этому времени деньги закончились у всех. Между тем предприятиям нужно не только заправлять автобусы и платить зарплату водителям, но и оплачивать лизинговые договоры: на обновлении автопарка при заключении договоров с перевозчиками настаивало правительство Севастополя.

Установить, что перевозчики не фантазируют и не занимаются приписками, несложно: карты ЕГКС обеспечивают точный учёт перевезённых льготников.

«По данным, которые оператор ЕГКС передаёт в департамент труда и социальной защиты, на компенсацию льготных перевозок требуется около 60 млн в месяц. До конца года предприятиям необходимо выделить еще 96 млн рублей», — говорит председатель «Союза транспортных компаний Севастополя» Виктор Рыков.

Теоретически перевозчики могут приостановить льготные перевозки прямо сейчас: тот объём работы, на который им выделялись средства, они уже выполнили. Откажи они льготникам, у них была бы возможность получать живые деньги с остальных пассажиров. Но они этого не делают, поскольку надеются на понимание. И оно, как нам удалось выяснить, есть и у депутатов заксобрания, и у правительства города.

Замгубернатора Севастополя Александр Кулагин подтвердил ForPost, что сейчас ведётся работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в бюджет 2019 года. Есть в нём и строка о компенсации льготного проезда: после принятия законопроекта на эти цели будет выделено 96,2 млн рублей. Сумма подтверждена расчётами, все необходимые сведения переданы в департамент финансов, сотрудники которого и готовят законопроект.

На широкую ногу

Однако считать такое завершение истории хэппи-эндом можно только отчасти. Хорошо, конечно, что люди наконец-то получат причитающиеся им деньги. Но ещё лучше делать это своевременно, не доводя предприятия до банкротства.

«Мы тоже надеемся, что в следующем году эта история не повторится. Поэтому ждём решения вопроса и перевозить льготников не отказываемся», — говорит Виктор Рыков в ответ на моё предположение, что для первого года работы по такой схеме сумбур более-менее простителен и больше не повторится.

Информацию о том, какой объём средств на компенсацию льготных перевозок запланирован в бюджете следующего года, мы ждём от департамента труда и социальной защиты Севастополя. Если же умножить уже озвученные 60 млн в месяц на 12, получается, что за год на перевозку льготников город должен расходовать 720 миллионов. Это очень большие деньги, и подавляющее большинство регионов России таких льгот пенсионерам не предоставляет. Более дешёвый проезд — да, но полностью бесплатный?! Не слишком ли это роскошно для города, в котором около 120 тысяч льготников?

Мнения о том, что это действительно непростительная роскошь, высказывались неоднократно, в том числе и Виктором Рыковым: в начале года в разговоре с журналистом ForPost он сравнил Севастополь с Саудовской Аравией. Разница, однако же, есть: у города, в отличие от Саудовской Аравии, дотационный бюджет. При этом даже многие регионы, которые зарабатывают сами, таких льгот своим гражданам, подчеркнём ещё раз, не предоставляют.

«В Севастополь сейчас просто заходит огромное количество федеральных средств. Но это не будет продолжаться вечно, а мы к тому времени приучим наших льготников к красивой жизни. Что мы потом делать будем? Мы сразу говорили: пусть будет проезд с 50-процентной скидкой. Мне, как руководителю предприятия и «Союза транспортных компаний», было бы простительно желать, чтобы льготники вообще из автобусов не выходили, а нам бы потом бюджет за них платил. Но как севастополец я понимаю, что это неправильно», — говорит Виктор Рыков.

Предыдущая новость: